|
Евгения Леонидовна Моисеева
Умению анализировать и быть наблюдательным ребенка надо научить – так же, как мы учим его счету и навыкам самообслуживания. Причем взывать: «Будь внимательным!», «Осторожнее!», «Соберись, не отвлекайся!», бесполезно. «Просто потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется только к 6–7 годам, – говорит детский психолог Оксана Лысикова. – До этого возраста «царствует» внимание непроизвольное – малыш усваивает то, что сильнее всего его впечатлило». Поэтому занятия, обучающие концентрации, должны быть меньше всего похожими на занятия. Азарт, веселье, интрига – лучшее подспорье для воспитания внимания и усидчивости.
СМОТРИМ (ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ)
Охотники за сюрпризами
Игра хорошо развивает интенсивность внимания. Предположим, после обеда малыша ждет вкусный сюрприз или игрушка. Но его надо найти с помощью волшебного ключа! Склейте из спичечных коробков шкаф (письменный стол, сейф). Положите в один из «ящичков» ключик из золотой фольги. Покажите ребенку, где лежит ключик, и спрячьте «сейф». Через несколько минут предложите вспомнить, в каком именно ящичке «ключ от сюрприза».
Где шпион?
Нарисуйте на листе бумаги человечков и их «тени» – силуэты. Попросите малыша найти тень главного героя. Зачем? Например, мальчик может «выводить на чистую воду» шпиона; девочка – расколдовывать принцессу. Чем старше ребенок – тем дальше персонажи должны находиться от своих теней.
Художник ушел на обед
И не успел нарисовать на картине что-то важное. Например: стебелек у цветка, окна у дома, колеса у велосипеда. Задача ребенка – найти «недостачу» и дорисовать картинку. Чем старше и опытнее игрок – тем мельче и незаметнее недостающий элемент.
Ходы и лабиринты
Серия игр с запутанными линиями отлично развивает концентрацию внимания. Варианты: «провожаем» гномика домой через дремучий лес; определяем, кто с кем беседует по телефону; помогаем ежику найти кратчайший путь к грибам и т. п. До 4 лет «путешествуем» карандашом или пальчиком, после – только глазами.
Вспомнить все
Эта забава отлично развивает объем внимания. Начинать играть можно, когда малыш твердо усвоит названия геометрических фигур. На прогулке посчитаем: сколько вокруг кругов (колеса велосипедов, клумбы), прямоугольников (окна, стоянки для машин) и т. п. Те, кому уже стукнуло четыре, на прогулке могут попробовать перечислить, сколько круглых предметов осталось дома, а дома, наоборот, попытаться вспомнить уличную «геометрию».
СЛУШАЕМ (СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ)
В каком ухе у меня звенит?
Это занятие лучше проводить на кухне – обычно после него требуется уборка. Вам понадобится игровой инвентарь – шуршащая бумага, кастрюли, пустые пластмассовые бутылки, стаканчики и т. п. Маленький игрок зажмуривается (тем, кто не боится, можно завязать глаза). Вы издаете самые разные звуки – скрипите, шуршите, звените, переливаете воду… Чем смешнее звуки, тем лучше. Задача ребенка – угадать, как вы «сделали» звук. Потом вы меняетесь местами. Ребенок не только проявит чудеса звуковоспроизведения, но и с удовольствием поиграет с кухонной утварью. Польза для мелкой моторики очевидна. Ваш малыш наверняка с восторгом отнесется к предложению отделить красную фасоль от белой, почистить пальчиками крутое яйцо или картофелину в мундире, рассортировать по мисочкам сырые макароны разных форм. Наш совет: поставьте в детской коробки для каждого вида игрушек – сортировка чего бы то ни было отлично избавляет от рассеянности и заодно учит организовывать пространство вокруг себя.
Распутай слова
Как выглядит светская беседа в песочнице? Дети часто перебивают друг друга и говорят одновременно. Превратим это в игру. Выбираем водящего. Сначала двое детей (а позже и трое) одновременно произносят два слова – важно, чтобы эти слова не были похожи друга на друга по звучанию (как, например, «луг» и «друг»). Задача водящего – назвать оба слова. Тренируется распределение внимания – то есть способность одновременно держать под контролем несколько источников информации.
Салочки «ушки на макушке»
Можно играть на улице всей семьей или детской компанией. Один ребенок водит – он Серый Волк. Остальные участники игры стараются увернуться от него, изображая пасущееся стадо (овечки блеют, телята мычат). Задача Волка – «осалить» одну овцу и одного теленка. Главное – не напутать! Обычно игра заканчивается всеобщим хохотом и кучей малой.
Рыбалка
Эта игра – вариация на тему «съедобное-несъедобное» – учит малыша удерживать внимание на важной информации. Ставим в комнате корзину, вручаем чаду то, что ему понравится в эту корзину закидывать (пластмассовые мячики, мелкие игрушки и т. п.). Вы называете самые разные слова, а малыш должен «поймать» слово «рыбка» – кинуть, услышав его, мячик в корзину. Если вместо «рыбки» пойман «башмак», мячик из корзины убираем. В конце игры подсчитываем улов. Чем опытнее и старше «рыбак», тем быстрее игра и сложнее слова.
Важно: почему так важно развивать слуховую
память?
«В любом развивающем кружке, спортивной секции, не говоря уже о школе, основную часть информации малышу предстоит воспринимать на слух, – объясняет детский психолог Оксана Лысикова. – Именно от этого умения во многом зависит успешность обучения».
ТРОГАЕМ (МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ)
Ухо! Горло! Нос!
По команде «носик!» ребенок должен дотронуться пальчиком до носа, «ушко!» – до уха и т. п. С трех лет усложняем задания: просим коснуться правой руки, левого уха и т. п. Перед началом игры имеет смысл убедиться, что руки чистые, а ногти коротко подстрижены.
Запасы на зиму
Закрываем составленные стулья и диванные подушки покрывалом. Это домик для «зайцев». Замечено, что «зайцы» очень любят запасаться на зиму провизией. Протягиваем в темноту мытые овощи и фрукты и предлагаем ребенку на ощупь и по запаху определить, что за добыча ему досталась: «Шершавый, с пупырышками? Правильно, огурец! Маленький, похож на мячик? Конечно, мандарин!». Вариант: берем кубики и предлагаем малышу вместе построить на ощупь башню.
Топ-хлоп
Взрослый произносит фразы. Некоторые из них соответствуют истине, другие – полная ерунда (например: «трава синяя», «зимой жарко»). Правильные мысли малыш вознаграждает аплодисментами. Услышав неправильные, должен топнуть. Скорость наращиваем постепенно.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ВНИМАНИЕ?
Концентрация – способность сосредоточиться на одном занятии, не отвлекаясь на другие. Кроха полутора–двух с половиной лет способен «удерживать» внимание 5–15 минут, трехлетка – 12–20 мин, старший дошкольник 20–25 минут. Объем внимания равен количеству предметов, которые малыш в состоянии воспринимать одновременно. «Предел» для дошкольника – 3–4 предмета, для малыша младше трех лет – 1 предмет. Хорошо расширяют объем внимания настольные игры типа «Хоккей», «Футбол». Переключение – умение сознательно «переместить» внимание с одного дела на другое. Быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в садик), ребенок сможет не раньше пяти-шести лет.
КСТАТИ
Кропотливая работа отлично способствует развитию аттенционных умений (то есть умению слышать и «удерживать» инструкцию взрослого, сосредоточенности, основам самоконтроля).
«ПАМЯТЬ СЕРДЦА» СУЩЕСТВУЕТ
«Человек с развитой эмоциональной памятью способен распознавать свои чувства, помнить и не стесняться их, – говорит психолог. – А это залог, что он сумеет понять чувства близкого человека и посочувствовать ему. Во время чтения почаще спрашивайте ребенка, почему, на его взгляд, герой расстроился, обрадовался или разозлился. Предлагайте стать «адвокатом» отрицательного героя, например, Серого Волка. Почему Волк стал злым? А потому что жил один, его никто не любил и т. п.»
vk.com/roditeli_i?w=wall-5608057_907645
|
|
|