АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Чем с
меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.
Л.Н.Толстой
Адаптация
понятие широкое и включает в себя адаптации социальную – к социальной среде, к
взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса; адаптация
психологическая – построение взаимоотношений с конкретным человеком; адаптация
к педагогическим условиям – требованиям учителя, объем материала, учебный план,
система построения урока и др.; адаптация к эргономическим условиям – рабочий
стол, оснащенность, удаленность от классной доски и др.
Школьная
адаптация имеет две стороны:
·
п
риобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими
учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
·
в
ключение коллектив в качестве
полноправного члена на основе интернализации как официальных, так и
неофициальных социальных ролей (социальная адаптация).
Учащийся не адаптировался если:
·
нет интереса к внеучебной жизни
класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно
дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
·
нет друзей в классе, в школе.
После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
·
родители не знают имен
одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает
и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
·
ребенок часто переспрашивает на
уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание,
какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
·
похудел, жалуется на головную
боль.
Признаки успешной адаптации:
·
ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно
рассказывает о своих успехах и неудачах.
·
старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В
то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
·
ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен,
редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе,
голове, горле.
·
у него появились друзья-одноклассники.
·
ему нравится его классный руководитель и большинство учителей
предметников.
Таким образом, главная задача заключается в том,
чтобы создать условия для успешного обучения учащихся школы.
От успешности адаптации зависит содержание и успешность прохождения
последующих этапов социализации: интеграции и индивидуализации.
В современных условиях использование новых
информационных технологий дает больший эффект обучения. Ведь главная проблема
нашего образования – это попытки решать сегодняшние задачи вчерашними инструментами.
Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа
требует наглядности". Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки - они
статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и
научно-познавательная, виртуальная.
Актуальность использования
информационных технологий в образовании определяется следующими причинами:
·
широкими
возможностями информационных технологий по индивидуализации образования;
·
повышением
мотивации обучающихся при использовании информационных технологий и усилением
эмоционального фона образования;
·
обеспечением широкой зоны
контактов;
·
предоставлением
широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся;
·
возможностью
в потенциале общения через Интернет с любым человеком, независимо от его
пространственного расположения и разности временных полюсов;
·
высокой
наглядностью представления учебного материала, особенно при моделировании
явлений в динамике;
·
все
возрастающими интерактивными возможностями информационных технологий;
·
доступностью
информационных технологий в любое удобное обучающемуся время.
Современные компьютерные
технологии предоставляют огромные возможности для успешной адаптации учащихся
средней школы.