Проблема целенаправленного обучения пониманию
детей всех возрастов,включая студентов,стала архиактуальной. Если в таких
областях,как философия, психология, социология, герменевтика эта тема более
менее разработана,то в области методик обучения только обозначена актуальность
этой проблемы.Разработанный нами более двадцати лет назад смысловой метод
обучения детей грамоте до сих пор остается невостребованным.Денег на издание
подготовленного "Размышляй-букваря" у меня как у автора не нашлось.
Положительные сдвиги все же есть.Например,опубликованное в 1994 году
методическое пособие "Слоговичок",направленное на развитие
орфографического кода речедвижений,грамотного письма,формирование механизма
чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,стало весьма
востребованным за эти годы.Его применяют учителя начальной школы на разных
предметах,даже математики,что собственно делала и я,но не указывала на это в
пособии.Есть данные о использовании его в среднем звене обучения.В 2005 году
вышел "Слоговичок" в качестве сборника упражнений, являющийся
составной частью комплекта "Размышляй-букварь". Повторюсь,на весь
комплект денег не нашлось. Однако дело даже не в этом,а в том,что смысловой
метод обучения разработан,дает все годы апробации великолепные результаты. Дело
в том,что еще лет двадцать потребуется чтобы учителя смогли его освоить,а
ученые признать? Печально.В годы перестройки,когда я проводила
семинары,открытые уроки,занятия,в незнакомых классах,учителя восхищались,но
говорили:"Зачем нам это,ведь зарплаты не платят по полгода". Методы
рождаются, по заверению М.Р.Львова,даже не каждое столетие.Печально еще раз,что
в очередной раз что-то у нас рождается не ко времени.В данный момент я намерена
по смысловому методу разработать "Смысловичок православный по
обучению детей пониманию,чтению,грамотному письму". Все православные
буквари по методике обучения отстают минимум века на два с половиной от
современных,которые тоже весьма устарели. Тем,кто заинтересуется проблемой,даю
на всякий случай ссылку на статью по данной проблеме:Квач В.В.Понимание в
процессе овладения детьми знаковыми системами,или Смысл в качестве стартовой
единицы обучения детей грамоте.С 6-14.
http://n-shkola.ru/storag/arch/1407235918-1523164286.pdf Статья
внесена чуть не
во все образовательные
источники библиотек,пособий,но воз и ныне там.