«Практические
приемы в работе начинающего педагога при адаптации детей в группе»
Как
начинающий педагог, я в начале своей работы столкнулась с некоторыми
трудностями:
- Недоверие со
стороны родителей;
- Отсутствие
авторитета;
- Быстро
запомнить имена всех деток;
- Прогулки,
особенно когда детки одели зимние костюмы;
-
И конечно адаптация вновь пришедших деток, их разлука с мамой, новый коллектив.
В
прошлом году у меня были детки младшего возраста, на данный момент средняя
группа. В младшей группе, все-таки, вновь поступивших детей больше чем в
средней.
С
данными трудностями и периодом адаптации деток мне помогла справится игровая
деятельность. Основная задача игры – налаживание доверительных отношений с
каждым ребенком
С
детьми
младшего возраста мы в игры
:
1
«
Давайте
познакомимся»
. Дети становятся в
круг, и передавая мяч друг другу называют свое имя. Когда я и дети запомнят
друг друга, игру можно немного усложнить. Дети с педагогом становятся в круг.
Ведущий держит мяч или мягкую игрушку (для этой игры лучше использовать
надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле
исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает
малышей
),
называет свое имя и имя того, кому
бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего
участника игры.
Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее
запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых
группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру
2
Также использовала
пальчиковые игры. Например
«Капуста
для зайчика»
- мы капусту рубим, рубим
- мы морковку трем, трем
- мы капусту соли, солим
- мы капусту мнем, мнем.
3 «Наши игрушки»
Задачи данной игры: развивать речедвигательные, зрительно-слуховые,
зрительно-речевые координации; умение устанавливать связь слова, предмета и
образа; побуждать принимать воображаемую ситуацию, действовать в ней, соблюдая
элементарные привала.
Воспитатель показывает куклу:
Начинается
игра!
Кукла Аня к
нам пришла.
Принесла
она с собой
Чемоданчик
непростой.
В
чемоданчике зверушки-
Нашей
Анечки игрушки.
Посмотрите,
малыши!
Что сегодня
там лежит?
Воспитатель достает игрушечную собачку.
Вот пришла
сегодня в гости
К нам
собачка поиграть.
Мы хотим с
ней подружиться.
Будем петь
и танцевать. (дети поют)
Воспитатель достает игрушечную кошку, дети
рассматривают. Воспитатель рассказывает текст, обыгрывает его с помощью игрушек
и предлагает детям произнести звуки, подражая животным: «ав»-напористо,
«мяу-мяу»-испуганно.
Киска по
двору гуляет
И мышонка
поджидает.
Стала киска
его звать
В
«Кошки-мышки» поиграть.
Но собачка
прибежала,
Нашу киску
напугала: «Ав-ав-ав!»
Киска сразу
наутек,
Ей не
нравится щенок.
От собаки
убегает, на заборчик залезает:
«Мяу-мяу-мяу!»
Воспитатель достает игрушечную лису.
К нам
пришла лисица,
Всем
зверям царица.
С длинным
хвостом,
С меховым
воротником.
Важно
выступает,
Никого не
замечает. (дети с помощью воспитателя рассматривают игрушку).
Рыжая
лисичка
Хвостиком
махала.
Хитрая
сестричка
За
петушком бежала.
(можно обыграть ситуацию как лиса гонится за петухом)
Воспитатель предлагает детям сложить в чемоданчик
игрушки:
Все
игрушки отгадали.
В
чемоданчик их собрали.
Никого мы
не забыли.
Мы
внимательными были.
Приходи
еще к нам, Аня!
Вместе
весело играть.
Приноси
свои игрушки!
Будем мы
играть опять!
Чем интересен данный чемоданчик: можно положить в него
сколько угодно игрушек, и каждую по-разному обыграть. Можно и с помощью
игор-имитаций.
Игры для детей
среднего
возраста
:
Утро мы начинаем с зарядок.
«нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес: мы попали с вами в лес!»
1 игра-имитация
«Лесная зарядка».
Дети
встают врассыпную.
Раз – присядка, два – прыжок
присесть, а потом подпрыгнуть
И опять присядка.
присесть
А потом опять прыжок –
прыгать
Заячья зарядка.
изображать зайчиков
Птичка скачет, словно пляшет.
Руки на поясе, прыжки на месте.
Птичка крылышками машет
помахать
руками
И взлетает без оглядки.
Бег по комнате.
Это – птичкина зарядка.
имитировать полет птиц
А лисята, как проснуться,
протереть кулачками глаза
Очень любят потянуться,
встать на цыпочки, потянуться
Обязательно зевнуть,
позевать
Ловко хвостиком махнуть.
Помахать сзади рукой.
Ну, а Мишка косолапый
ходить
врассыпную как мишки
Широко разводит лапы –
То одну, то обе вместе.
Долго топчется на месте.
Шагать на месте.
А когда зарядки мало,
хлопать
в ладоши
Начинает все сначала
.
(автор движений
И.А. Пазухина)
2 Игра,
направленная на сближение детей друг с другом и воспитателем
.
«Кто в садике живет?»
Воспитатель рассказывает сказку «Теремок», а после
этого предлагает им поиграть в игру.
Сейчас мы с вами поиграем. Вот здесь будет фото садика.
Подойдет Даша, постучится, как мышка стучалась в теремок, и спросит: «кто-кто в
садике живет?» никто ей не ответил, и стала Даша жить в садике. Идет Женя,
постучала в дверь.
Женя. Кто-кто в садике живет?
Даша. Я-Даша, а ты кто?
Женя. А я-Женя, пусти меня, будем вместе жить.
И так дальше приходят дети и называют свои имена. Первым
в домике/садике может поселиться и сам воспитатель.
Игра проводится и на прогулке, и в группе до тех пор,
пока все дети не запомнят имена друг друга.
Так же адаптация, у вновь прибывших детей, будет
протекать легче, если будет взаимодействие с родителями. (памятки для родителей
в раздевалке)
1
Задавать родителям
«домашнее задание»:
а) Побеседуйте с ребенком о детском саде:
- спросите, что ему там нравится;
- выяснить, есть ли у ребенка друг в детском
саду, в случае положительного ответа попросите назвать его имя;
- поучите ребенка знакомиться
б) Поиграйте с ребенком в игру «Молчок»
НОВИЧОК
В детский сад пришел Молчок –
шагать
на месте.
Очень робкий новичок.
Закрыть глаза ладошками.
Он сначала был не смел,
присесть
С нами песенок не пел.
Приложить указ. палец к губам
А потом, глядим, привык:
встать
Словно зайка – скок да прыг.
Прыгать на месте
До чего же осмелел:
хлопать в ладоши
Даже песенку запел.
Петь «ла-ла-ла» на любой мотив.
(А. Бродский)
(автор движений
И.А. Пазухина)
2
Еще один пункт в помощи – это составление
Карты индивидуального сопровождения ребенка
в адаптационный период.
Показатели
адаптационных возможностей ребенка третьего года жизни
.
Компонент адаптации
|
Факторы
благополучной адаптации
|
Факторы
риска дезадаптации
|
Психофи-
Зиологичес-кий
|
Стабильное чередование
сна и бодрствования.
Умение сигнализировать
о своих нуждах.
Координация движений,
двигательная целенаправленность.
Сформированность мелких
движений рук.
|
Нарушение сне.
Повышенная возбудимость
или пассивность, заторможенность.
Двигательное беспокойство,
нецелесообразность движений.
Слабая
координированность движений.
Ручная неловкость.
Избирательность в пище.
Неумение
сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте.
Тремор конечностей.
Нарушение
терморегуляции.
Повышенная чувствительность к сенсорным
раздрожителям.
|
Индиви-дуально- психоло-гический
|
Способность к
самостоятельным действиям.
Целенаправленность
действий, настойчивость в достижении целей.
Избирательность,
активность внимания.
Положительный
эмоциональный фон.
Разнообразие эмоций и
способов их выражения.
Любознательность,
исследовательская активность.
|
Пониженный или
повышенный фон настроения, резкие перепады настроения.
Монотонный плач.
Вредные привычки,
невротические действия.
Частые аффективные
реакции.
Сниженный интерес к окружающему.
|
Социаль-но-психо-логический
|
Доброжелательность.
Готовность к
коммуникативному отклику.
Инициативность в
общении.
Положительное отношение
к поручениям, просьбам взрослого, стремление их выполнить.
Интерес к действиям взрослого
и ровесников.
Стремление к активному
подражанию.
Умение выражать свои
желания, намерения.
Стремление
демонстрировать свои достижения взрослому.
Положительное отношение
к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты.
|
Негативные личностные
образования: замкнутость, застенчивость, пугливость, капризность.
Недостаточно выраженная
способность к активному подражанию.
Негативный опыт общения
с людьми.
Тревожная привязанность
к одному из членов семьи.
Эмоциональная
холодность в общении с матерью.
Бедность
коммуникативного опыта.
Пассивность в общении.
Боязнь новых взрослых,
сверстников.
|
Карта индивидуального сопровождения
ребенка в адаптационный период
.
Ф.И.О.____________________________________________________________
Возраст на момент
поступления______________________________________
Неделя пребывания в
ДОУ___________________________________________
Компонент адаптации
|
Показатели
|
Приёмы поддержки
|
Сильные стороны
развития
|
Факторы риска
дезадаптации
|
Воспитатели
|
Родители
|
Психологи-ческие
|
|
|
|
|
Индивиду-ально-психологиче-ские
|
|
|
|
|
Социально-психологиче-ские
|
|
|
|
|