К
а
к и зачем развивать творческие способности ребенка
Сегодня мы поговорим о том, что такое творческие способности, как они формируются и для чего нужны. Взрослые получат советы, что делать, чтобы ребенок раскрыл свой потенциал, а также как избежать ошибок и заблуждений на этом пути.
Итак, творческие способности – это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают в себя целый ряд навыков и свойств. Чтобы творческие способности были полноценными и принесли человеку пользу, нельзя пропустить ни одно звено в длинной цепи их формирования.
Какой же минимальный опыт должен получить каждый ребенок, и как мы можем ему в этом помочь? Прежде всего, малышу необходимо активное исследование окружающего мира. Ему нужно копаться в земле и строить замки из песка. Позаботьтесь, чтобы ваш малыш увидел настоящих животных. Необходимы игры на природе, поездки на море и лето у бабушки в деревне. На худой конец, организуйте посещение зоопарка.
Программа изучения окружающего мира изначально заложена в каждом ребенке. И он всеми силами пытается ее реализовать. Но для взрослых – это одна из самых нелюбимых сторон детского развития. Для них она чревата грязной и рваной одеждой после прогулок, обнаружением в гостиной банок с жуками, червяками и лягушками, а иногда и бинтованием разбитых носов и коленей. Очевидно, что предоставление возможности общаться с миром требует усилий, времени и внимания со стороны родителей.
Пусть вас также излишне не тревожит некоторая ветреность в сфере увлечений малыша. Не пугайтесь, если семилетний мальчик вчера хотел быть хоккеистом, сегодня футболистом, а на завтра наметил себе карьеру эстрадного исполнителя. Ребенку важно попробовать себя в разных сферах деятельности. А очень ранняя профессионализация отражает скорее амбиции родителей и преподавателей, чем потребности нормально развивающегося ребенка.
А теперь, давайте научим ребенка самостоятельно создавать новое, на основе того, что уже имеется в его распоряжении. Для этого существует целый ряд приемов. Например, разделите лист бумаги на четыре части и в каждой из них нарисуйте круг. Предложите ребенку создать четыре разные картинки, используя эти круги. То же самое можно делать и с другими геометрическими фигурами. Покажите ему, как комбинировать разные материалы в поделках и получать новые цвета, смешивая краски. Поищите вместе с ним неожиданное применение обычным предметам. Прочитайте сказку, а потом придумайте ее новый конец. Пусть ребенок интерпретирует пословицы и поговорки и пытается самостоятельно объяснять жизненные явления. Ну и, наконец, запаситесь мужеством и терпением и переживите вместе с малышом период «почемучки», отвечая на все его вопросы и поощряя задавать следующие.
Дети обожают изобретать новые слова, играть в несуществующих животных, мастерить из подручных материалов костюмы и самостоятельно сочинять сказки. Принимайте и одобряйте их идеи, даже если они кажутся вам неожиданными. На этом этапе важно, чтобы ребенок был неограничен в реализации своих фантазий и получал удовольствие от процесса свободного самовыражения.
Обратите внимание на то, как вы реагируете на преподнесенные вам детские подарки собственноручного изготовления. Когда ребенок рисует, лепит, сочиняет и строит, он стремится получить внимание близких. И иногда нескольких эпизодов небрежного обращения с работами малыша достаточно, чтобы он на всю жизнь запомнил, что то, что он делает никому не нужно. А так как юный творец, как впрочем, и творец любого возраста, связывает обращение людей с его рисунками и аппликациями с их отношением лично к нему, то он легко и быстро приходит к выводу, что и сам он никому не нужен.
Мы приучены постоянно давать и получать оценки: хорошо-плохо, красиво-некрасиво, молодец–не молодец. Но ребенку нужна не просто критика или похвала, а качественное описание его работ. Сделать это совсем не сложно. Например, посмотрите на рисунок и назовите использованные в нем цвета и типы линий. Такое реагирование на творчество ребенка научит его слышать в отзывах учителей, одноклассников и коллег смысл и содержание их слов, а не впадать в переживания из-за оценок.
Настал момент поговорить о том, что делать, чтобы ребенок смог реализовать свой творческий потенциал. Здесь обратим внимание на два момента.
Первый - это содержание и предназначение творчества. Чтобы человек был счастлив, то, что он создает, должно быть востребовано окружающими. Поэтому спрашивайте ребенка, что он делает и для чего. Собирается ли он подарить кому-то свою новую работу или украсить ею комнату, играть с ней или использовать в хозяйстве?
Иногда мы заставляем детей постоянно чем-то заниматься, не вникая в то, нужно им это или нет. Лишь бы не бездельничали! Пока они загружены музыкой, уроками или спортом, мы за них спокойны и с чистой совестью отдаемся своим собственным делам. А вот у малышей появляется навык бесцельно использовать свое время и бездумно выполнять все, что угодно, во избежание наказания. Так что даже самые замечательные занятия навсегда теряют свою истинную ценность и превращаются в скучную рутину.
Обратимся ко
второму моменту. Мне случается слышать рассказы родителей о нечутких к детскому творчеству учителях, не оценивших глубокий художественный замысел и снизивших оценку за несоблюдение формальных требований. Жизнь, конечно, у всех складывается по-разному! Но, все-таки, смею предположить, что в будущем этот ребенок будет воплощать себя не в диком лесу, а в определенном социуме. А социум всегда накладывает на человека ограничения, как это ни кажется печальным. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок научился созидать, учитывая существующие вокруг него условия. Для этого одновременно с поощрением свободного самовыражения мы должны задавать определенные рамки реализации замысла малыша. Эти требования и границы могут быть самыми элементарными. Например, не выходить за края листа во время рисования, использовать какой-то один материал: гуашь, карандаши или акварель, написать сочинение на заданную тему, завершить работу в течение определенного времени.
В противном случае, сосредоточившись только на самовыражении без концов и границ, мы рискуем вырастить непризнанного гения, неспособного найти себя в жизни, но гордого в своей неспособности.
Мы склонны приписывать творческие способности людям определенных профессий, ведущим богемный образ жизни: музыкантам, писателям, художникам. И кто-то из читателей воскликнет: «Зачем моему ребенку развивать эти творческие способности? Не хватало нам дома свободных художников!» Но в действительности та или иная профессия не является автоматическим гарантом наличия творческих способностей или их отсутствия. А пристрастие к богемной жизни доказывает скорее неорганизованность, чем творческую плодовитость. Можно встретить маститого художника, который много лет повторял один и тот же, когда-то подаренный маме, натюрморт. И вместе с тем на свете так много клерков и канцелярских работников, разнообразно и насыщенно использующих свое рабочее время и нахождение в четырех стенах офиса.
Бесконечные возможности для творчества существуют в самых разных сферах жизни: в собирании букетов и в бизнесе, в ремонте квартиры и приготовлении рождественских сюрпризов Творческий человек способен видеть, создавать и использовать эти возможности. Он похож на богатыря у распутья с картины Васнецова. Но, в отличие от былинного героя, он не стоит на месте. Потому что из предложенных ему трех путей, он создает свой, четвертый, по которому и отправляется в путешествие под названием «Жизнь».