СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Нина Ильинична Сидельникова) в библиотеке 2berega.spb.ru
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ





Библиотека - Статьи

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ОПИСАНИЕ

Название: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тип: Статья
Автор: Нина Ильинична Сидельникова
Класс: Начальная школа
Описание: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сидельникова Нина Ильинична,
учитель начальных классов,
МАОУ СПШ №33, г. Старый Оскол


В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и реализации основной образовательной программы каждого образовательного учреждения лежит системно-деятельный подход. Основные требования к образованию младших школьников реализуются посредством различных систем и технологий обучения, которые использует учитель начальных классов в своей педагогической деятельности. Проследим, как реализуются эти требования при обучении русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц. (УДЕ) на примере изучения морфемики и словообразования.
Морфемика один из наиболее сложных разделов школьного курса русского языка. Главную причину недостатков в усвоении морфемики ученые видят в том, что в процессе обучения ослаблен семантический аспект.
Между тем следует отметить, что морфемика и словообразование это самые интересные разделы курса русского языка, потому что они связаны с тайнами рождения слова. Этот раздел представляет собой колоссальную образовательную силу, потенциал реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. Секрет этой силы в том, что данный раздел имеет в школьном курсе русского языка базовое значение, поскольку от качества его освоения и предметных действий на этом языковом материале зависит успешность в правописании, в усвоении лексики и грамматических норм родного языка.
В основу реализации функционально-семантического и системно-деятельностного подходов в обучении морфемики и словообразованию положены главные принципы формирования предметных и метапредметных действий младших школьников по технологии УДЕ.
1. Принцип семантической ориентации процесса обучения, предполагающий понимание значения как центральной, главной функции языковой системы.
2. Принцип реализации базовой функции морфемики и словообразования в школьном курсе родного языка, нацеливающий на осознание семантико-словообразовательного компонента разных видов языкового анализа, на формирование способности опираться на морфемную структуру слова, устанавливая внутреннюю связь, взаимозависимость разных языковых признаков, характеризующих словоформу.
3. Принцип развития грамматического мышления, составляющего в готовности ученика к абстрагирующей деятельности на грамматическом уровне, способности осознавать функционально-семантическое наполнение морфемы и опираться на языковое чутье в процессе языкового анализа.
4. Принцип сопоставления, являющийся ключом структурно-семантического анализа, а также основой в подборе дидактического материала, который развивает умение рассматривать строение конкретного слова на широком структурно-семантическом фоне. При этом формируется способность воспринимать слово во всем многообразии его семантико-функциональных связей с другими словами родного языка и осознавать единицей структурного анализа не отдельную морфему, словоформу, но и разнообразные связи с другими языковыми единицами.
5. Принцип активизации морфемного канала восприятия слова, который требует создания нестандартных речевых ситуаций, связанных с повышенным вниманием к структурно-семантическому анализу слова, что происходит в процессе работы над разными словами.
Главной характеристикой личностно ориентированного обучения в реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку по ФГОС начального общего образования является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения, навыки, поскольку оно включает мотивацию, оценку и другие параметры обучения, отражающие его субъективно-личностный характер. В системе изучения морфемного состава слова и словообразования по технологии УДЕ важно сформировать предметные действия младших школьников, в которых сам ученик будет видеть смысл, только тогда они превратятся в учебную деятельность, которая включает умение выполнять следующие предметные действия:
- различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения;
- контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных;
- характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его;
- анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава;
- объяснять значение слова - давать развернутое толкование его значения;
- различать родственные слова и формы слов;
- объяснять роль и значение суффиксов и приставок;
- анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами;
- моделировать слова заданного состава.
Иными словами младшие школьники должны научиться применять свои знания в действии.
Изучение морфемики и словообразования по технологии УДЕ начинается во втором классе. Названные разделы изучаются совместно, поэтапно перемежаются с другими разделами русского языка, так как входят в одну укрупненную дидактическую единицу.
На первом этапе их изучения в теме Предлог учащиеся составляют предложные сочетания и записывают их. Далее идет объяснение учителя. Учащиеся приходят к выводу: Окончание это изменяемая часть слова. Основа это часть слова без окончания. Здесь учитель должен обратить внимание учащихся на то, что слово в этих словосочетаниях изменяет свою форму. Затем при составлении предложных сочетаний закрепляются эти понятия, и идет ознакомление с нулевым окончанием и начальной формой слова.
На втором этапе изучения морфемики и словообразования рассматривается тема Родственные слова. Сначала с учащимися нужно повторить, что такое основа и окончание слова. В ходе образования новых слов следует провести работу над формированием понятия корень. В процессе наблюдений за родственными словами учащиеся формулируют правила:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют общую часть.
2.Общая часть родственных слов называется корнем.
3.Родственные слова образуются от корня.
4.Корни родственных слов пишутся одинаково.
Последнее правило несет пропедевтическую нагрузку, поскольку ориентирует учащихся на правильное написание безударных гласных в корнях слов.
На третьем этапе изучения морфемики и словообразования идет обучение нахождению в словах корня. Упражняться в выделении корня целесообразно в работе со всеми частями речи. Уместно дать следующий алгоритм действий:
- исследовать значения слова и корня;
- выделить корень;
- проверить его с помощью родственных слов.
На четвертом этапе изучения происходит знакомство с темой Приставка, которая тесно связана с изучением значений глаголов. Основная форма глагола сходна со словом делать. Эта форма только называет действие, но не имеет времени, числа. Новые глаголы образуются в основном при помощи приставок.
На заключительном этапе изучения названных разделов в теме Состав слова происходит знакомство с понятием суффикс, закрепление и обобщение материала.
На занятиях отрабатываются предметные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД) младших школьников: ориентация на осмысление функционально-семантической природы разных типов морфем и формирование на этой основе многостороннего взгляда на слово: зависимость строения слова от других языковых признаков слова; способность устанавливать функциональную связь между значением и морфемным составом слова; умение свободно ориентироваться в морфемном строении слова в процессе решения разнообразных языковых задач.
Итак, основными особенностями реализации системно-деятельностного подхода при изучении морфемики и словообразования по технологии УДЕ являются: совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий и операций; постоянный переход от прямых к обратным метапредметным и предметным УУД; использование моделирования, проблемных ситуаций, приемов анализ через синтез, конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, ассоциаций; использование наглядности при подаче учебной информации одновременно во всех кодах; укрупненные упражнения, содержащие четыре компонента (исходное задание, обратное задание, составление и решения задания, аналогичного исходному, и обобщенное задание).
Литература
1. Т.В. Жеребило. Термины и понятия: Морфемика. Словообразование // Lingua-universum. 2011. - №6. С. 62-73.
2. Сидорова Т.А. Когнитивный аспект традиционных проблем словообразования и морфемики: Монография. Архангельск, 2012. 350 с.
3. Слово в пространстве языка: Материалы Международной научно-практической конференции. Ульяновск: ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2011. 211 с.
4. Львова С.И. Трудные вопросы морфемики и словообразования.- Просвещение, 2013.
5. Николина Н.А., Рацибурская Л.В.. Современный русский язык. Морфемика. Флинта, Наука, 2012.




Добавила:
Людмила Ивановна Акинина
Людмила Ивановна Акинина


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу