Теперь
ты первоклашка!
1 сентября. Начало учебного года. Школа открывает свои
двери для новых учеников. Дети идут в школу.
Теперь они не просто дети, а первоклассники. По сравнению с детским
садом,
детям зачастую даётся всё очень непросто. Происходит много нового. Новые люди их окружают. Новый режим и новая обстановка. У них
появляются новые
друзья, контакты, ссоры,
споры. Детям необходимо время чтобы
адаптироваться в
новых условиях.
У более слабых и неуверенных в себе адаптация может затянуться, до восьми
недель. И даже дольше.
Адаптация у крепких, спокойных и
целеустремлённых детей занимает около двух недель. Всё это зависит не только от
самого ребёнка, но и от его окружения и родственников: мамы, папы, бабушек,
дедушек.
Не стоит давить на ребёнка, даже
если он пренебрёг уроками чтобы заняться своими делами, нужно мягко и терпеливо
объяснять, что это ему необходимо, крик, ругань и давление на ребёнка только
усугубит всё. Ребёнок будет капризничать и обижаться.
И, конечно же, не маловажную роль в адаптации ребёнка в первый учебный год
играет его учитель. Ведь учитель - это тот человек, который общается с детьми
каждый день. В обязанности учителя входит не просто проводить занятия, но и
воспитывать ребенка. Иметь доверительные отношения с каждым ребёнком, если
нужно поддержать и поговорить, помочь если что-то не получается, заинтересовать
ребёнка занятиями, а не просто их проводить. И, безусловно, ни в коем случае не
следует кричать на ребёнка – это может послужить плохой адаптацией к новому для
него миру знаний и навсегда отбить желание к учёбе и посещению учебного
заведения. Так же
многое зависит и от других детей, если дети настроены друг к другу
положительно, общаются, дружат, помогают друг другу, значит, и адаптация у них
пройдёт быстро. А вот если же какого-то малыша дети
невзлюбили, тогда и адаптация у него пройдёт хуже и дольше чем у остальных
детей.
Задача учителя создание в коллективе класса благоприятного
психологического климата. Взаимное
доверие, уважение и взаимовыручка помогут детям быстрее найти своё место в
классном коллективе. Учитель поддержит и поможет малышу, которому особенно
трудно. Это может быть помощь моральная ,
найти своё место в коллективе и поддержка в конфликтной ситуации.
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их
общение с "чужими" взрослыми, скорее всего, было ограничено, а мама и
бабушка были чересчур снисходительны. В школе такие дети тоже пытаются
капризничать, настаивать на своем, а когда встречают отпор (пусть самый
доброжелательный и корректный), то чаще всего отказываются идти на контакт с
учителем и учиться вообще. Они могут в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться,
а дома будут жаловаться – "учительница не любит". Такие дети требуют
особого внимания и дополнительной опеки. К сожалению, такие дети долго учатся
доверию к учителю. Требуются большое терпение и такт, т. к. ребенок должен научиться
новым для него вариантам взаимодействия, и необходимо длительное время, чтобы он
понял, что он не "лучше всех", что его умения или большие знания о
чем-то – не повод для пренебрежительного отношения к одноклассникам, что
учитель должен
обращать внимание не только на него и т. п. Это очень кропотливый и тяжелый
труд не только для учителя, но и для ребенка.
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной
поддержки со стороны учителя, и положительной оценки его стараний, какими бы
минимальными не были его успехи. Поощрение за каждое достижение, поощряет
ребенка на дальнейшие успехи. Ребенок должен чувствовать интерес
одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят.
Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками,
во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. Чрезвычайно
велика в этом роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а
в школе чаще всего глазами учителя. Отношение учителя к ребенку определяет и
отношение к нему его одноклассников.
Нужно постараться не только объяснить, но и показать ребенку и другим детям,
что "Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует", "Коля
плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных" и т. д. В
каждом ребенке можно и обязательно, нужно найти что -то хорошее. И осуждать не
самого ребенка, а только его поступки. Эти поступки не всегда хорошие, но он
конечно же их исправит. И со временем, перестанет их совершать.
Для быстрой адаптации ребенок должен комфортно
чувствовать себя в стенах школы, в классном коллективе. Поэтому взрослые,
учителя и воспитатели, окружающие ребёнка, должны приложить максимум усилий для
создания дружного коллектива. Коллектива, в котором каждый ребенок чувствует
себя в безопасности, в дружеской обстановке.
Учитель, воспитатель
поддержат и помогут малышу, постараются завоевать доверие ребенка. И тогда
ребенок потянется к взрослым, будет им доверять, знать, что они всегда придут
на помощь. В комфортной, доброжелательной обстановке адаптация ребенка к школе
быстрее. Мы взрослые готовы помочь тебе. Мы ждем тебя в стенах нашей школы.
Школа-это первый большой шаг ребенка во взрослую жизнь. Школа открывает
двери.
Здравствуй
малыш, мы ждем тебя.
|