Пуговицы имеют богатую историю, первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда была найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.
Изредка встречаются пуговицы и в античных раскопках, подчас очень красивые: из терракоты, позолоченные и т.д.
Уже в IV-III тысячелетии до н.э. наши предки, проживающие на территории современной Московской области носили янтарные пуговицы в виде диска с двумя отверстиями.
Доисторические пуговицы.
В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определенное число пуговиц.
Пуговица выполняла и магическую функцию— это «пугач» или «пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов. Также для этой цели в некоторые пуговицы помещали кусочек металла, дробину или круглый камешек, издававшие при движении приглушённый звук, отдалённо напоминающий звук бубенца.
В период раннего средневековья пуговицы использовались мало, платье держалось в основном на шнуровке и крючках. Реформа костюма в XIII в. – изобретение кроя, позволившего носить одежду облегающую, словно вторая кожа, – привела к массовому использованию пуговиц. В Париже возникают союзы ремесленников – цехи, объединившие пуговичников, работавших с определенным материалом: металлом, костью, стеклом. Производство пуговиц вскоре становится весомой частью европейской экономики. Они делались из золота, серебра, кораллов, янтаря, жемчуга.
Австрия. Примерно XVII в
XVIII столетие называют золотым веком пуговиц, тогда их разнообразие было безгранично. Для производства использовались: золото, серебро, олово, сталь, латунь, стекло, рог, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, эмаль, дерево.
Франция. Конец XVIII в.
Пуговицы с акварельными вставками. Франция. Конец XVIII или начало XIX в.
Интересно, что вплоть до XIX в. пуговица оставалась привилегией мужчин. Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду. И только к середине века вместе с Haute Couture во Францию пришло осознание того, что пуговица в женском платье может быть не только функциональной, но и декоративной.
Франция, 1815-1816гг
Свой вклад в «пуговичное дело» внес и Михаил Васильевич Ломоносов: он основал в 1753 г. Фабрику по производству стекла и мозаики, выпускавшую также стеклянные пуговицы. Рассказывают, что на одном великосветском приеме Ломоносов появился в одежде, украшенной стеклянными пуговицами, за что был вышучен президентом Академии Художеств И.И. Шуваловым: мол, что это вы, Михайло Васильевич, не можете позволить себе нормальные пуговицы из серебра или золота с самоцветами? Разгневанный невежеством вельможи Ломоносов покинул бал и в тот же вечер написал дома новую поэму.
"Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу"
К сожалению, пуговиц за вода Ломоносова я не нашла.
Англия лидировала в производстве металлических пуговиц. Использовались самые разные технологии: штамповка, литье, обточка, гравировка и множество других.
Медные пуговицы. Предположительно Англия. XVIII в.
Пуговицы с изображением насекомых, покрытые стеклом.
Середина или конец XVIII в.
Серебряные английские и французские пуговицы в стиле модерн. 1900-1910 гг.
Подлинной революцией в истории промышленного производства пуговиц стало применение пластмасс, которые менее, чем за столетие вытеснили все остальные материалы.
Пуговицы из целлулоида. Начало ХХ в.
Пластмассовые пуговицы. США. 30-е гг. ХХ в.