Цель: обучение детей правилам поведения на остановке общественного транспорта.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
- формировать у детей навыки культурного поведения на остановках общественного транспорта;
- закреплять с детьми понятия «улица», «дорога», «пешеход»;
- познакомить детей с понятиями «остановка общественного транспорта», «пассажир»;
- познакомить детей с дорожными знаками, обозначающими остановки общественного транспорта;
- развивать у детей наблюдательность, кругозор и логическое мышление.
2. Познавательное развитие:
- расширять представления детей об общественном транспорте;
- познакомить детей с правилами поведения на остановках;
- воспитывать у детей культуру поведения в общественных местах,
уважительное отношение к другим, дисциплинированность.
3. Речевое развитие:
- воспитывать желание включаться в диалог;
- формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать
на него, говорить в нормальном темпе, не перебивать говорящего;
- развивать и активизировать словарный запас.
4. Физическое развитие:
- формировать умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;
- формировать умение работать с мячом (ловля и бросание двумя руками).
Методы и приемы:
- практические – решение проблемной ситуации, оборудование места действия,
физкультминутка «Профессии», пальчиковая гимнастика, игра малой
подвижности «Можно или нельзя»;
- наглядные – рассматривание, показ;
- словесные – рассказ воспитателя, вопросы – ответы, объяснение.
Предварительная работа:
- повторение с детьми различных видов городского наземного транспорта и его
назначения;
- проведение бесед о дорожной безопасности.
Материалы к НОД:
- ноутбук, мультимедиа, презентация;
- дорожные знаки с обозначением остановки общественного транспорта;
- наглядный материал;
- мяч и кукла Незнайка.
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на появление в группе гостей.
- Ребята, к нам в группу пришли гости. Что нужно сделать?
- Давайте поздороваемся.
- А теперь покажем нашим гостям, как мы умеем здороваться друг с другом и дарить улыбку.
Проведение психогимнастики «Улыбка»:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.
- Молодцы, а теперь присядем на стульчики.
Дети переключаются постепенно из свободной деятельности в совместную деятельность с воспитателем.
- Поздороваться.
- Здравствуйте.
Дети берутся за руки и встают в круг. Выполняют психогимнастику.
Дети садятся на стульчики перед воспитателем полукругом.
Сюрпризный момент
В гости приходит игрушка – Незнайка.
Восп.: - Ребята, вместе с гостями к нам в гости сегодня заглянул Незнайка и рассказал какая с ним приключилась история. Он хотел поехать в цирк, вышел на дорогу, а вокруг автомобилей видимо-невидимо. Незнайка останавливал их, просил подвезти, а они мимо проезжали. Так он и не попал в цирк. Решил обратиться к нам за помощью. Ребята, вы готовы помочь Незнайке? Может быть, вы тоже для себя узнаете что-нибудь новое и интересное.
-Согласны?
Дети проявляют интерес, рассматривают игрушку.
- Да! Поможем.
- Да.
Восп.: - Хорошо. Ребята, город у нас большой, правда, что в нем есть, расскажите Незнайке?
- Ребята, подскажите Незнайке, на чем люди передвигаются в большом городе?
- Как называется этот вид транспорта?
- Правильно, давайте вспомним некоторые виды:
1. На колесах едет дом.
Люди могут ездить в нем.
По бокам – большие окна,
Сверху крыша, чтоб не мокнуть. (Автобус)
2. Дзинь – дзинь. Что за звон?
По рельсам катится вагон.
внутри креслица стоят,
Люди в креслицах сидят.
Такой вагон запоминай
Называется …(Трамвай)
3. Вот так чудо-то с усами, Едет он под проводами.
Если ус вдруг соскользнет,
То чудо - вмиг замрет. (Троллейбус)
- Молодцы, ребята, мы рассказали, Незнайке, на чем можно передвигаться по городу. А подскажите, откуда мы будем отправляться в путь? Где останавливается городской общественный транспорт?
- Как нам ее найти? Что нам поможет?
- Правильно! Запомните: что для передвижения по городу нам всегда помогут дорожные знаки. Они наши помощники. Давайте вместе найдем нужный нам знак и покажем его Незнайке.
- Ребята, а теперь, я предлагаю вам оборудовать остановку, и показать Незнайке как она выглядит. Давайте подумаем, что нам понадобится для этого?
- Наша остановка готова, можно ожидать транспорт. А пока мы его ждем, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Разные профессии»:
Будем дружно подрастать и работу выбирать.
В космонавты мы пойдем и ракеты поведем.
В капитаны мы пойдем, корабли мы поведем.
В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем.
Мы в водители пойдем, автомобили поведем.
А пока еще растем и немножко отдохнем.
- Ребята, следующее, что мы должны рассказать Незнайке, а как нужно себя вести на остановке, ведь она находится очень близко к дороге. Это опасно?
- Вы все правильно сказали. Давайте еще раз посмотрим на экран, что можно, а что нельзя делать на остановке и повторим. (Воспитатель обобщает и подводит промежуточный итог.)
- ожидать транспорт только на остановке, не выходя на проезжую часть;
- нельзя играть в мяч, толкаться, бегать, шуметь, мусорить;
- к транспорту подходить спокойно, не толкаться;
- садиться в транспорт только после его полной остановки;
- сначала выпустить людей из транспорта;
- не задерживаться в дверях, чтобы вас не зажало.
- Ну вот, ребята, теперь вы и Незнайка знаете, как вести себя на остановке.
- Дети, я предлагаю вам, изготовить для Незнайки на память книжки с правилами поведения на остановке. Чтобы он никогда их не забывал, ведь он такой рассеянный. Вы согласны?
-У меня есть картинки, на которых изображено, что можно делать на остановке и что нельзя. Вам нужно разделить их на две группы. В красную папку мы поместим картинке – запрещающие, а в зеленую – разрешающие действия. Готовы?
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Очень большой.
- В нем много домов, улиц, людей, транспорта.
- На автобусе, трамвае, троллейбусе, такси, метро.
- Пассажирский.
Дети подходят к столу с карточками-отгадками, отгадывают загадки и находят карточки с изображением транспорта.
Дети садятся на стульчики.
- На остановке.
- Дорожный знак.
- Дети среди знаков находят знак «Остановка общественного транспорта» (автобус, трамвай, троллейбус). Называют их. Прицепляют к штативу.
Дети вместе с воспитателем оборудуют остановку. Рассказывают что для чего необходимо:
- скамейка (стульчики) – присесть;
- мусорное ведро – для мусора;
- крыша – защита от осадков.
Сидя руки вверх.
Волны руками, смотрим в бинокль.
Вращение руками перед собой.
Имитируем руль и сигналим би-би.
- Да, это опасно!
Дети рассуждают, как надо себя вести, высказывают предположения.
Дети просматриваю слайды с правилами поведения на остановках общественного транспорта.
Дети внимательно слушают воспитателя и повторяют.
- Да, конечно!
- Да.
Дети перебирают картинки, проговаривают ситуации, решают, что можно, а что нельзя делать на остановке. Вместе с воспитателем собирают в книжки-папки.
Дети рассматривают «книжки».
Садятся на стульчики.
Рефлексия
Воспит.: - Ребята, вы помните, с чего началась наша беседа? Кто к нам пришел в гости и что у него случилось?
- Как вы думаете, мы помогли Незнайке с его бедой?
- На чем ему можно поехать по городу?
- Откуда отправляются в путь? Как найти остановку?
- В конце нашей беседы давайте подарим Незнайке наши «книжки» на память.
- Вы все хорошо запомнили? Будете соблюдать эти правила и рассказывать другим?
Воспит.: - Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Незнайка очень рад и благодарен вам за помощь. И в знак благодарности он приготовил вам сюрприз.
Сюрприз от Незнайки «Смешарики – Правила поведения на остановке общественного транспорта».
- Да, к нам пришел Незнайка. Он ни попал в цирк, потому что не знал на чем можно поехать. И где находится остановка.
- Да.
- На пассажирском транспорте.
- С остановки. Дорожный знак.
- Да. Будем.
Дети благодарят Незнайку.