СТАТЬЯ
«Роль детского сада в развитии речи у детей дошкольного возраста»
Задача стоящая
перед детским садом -
научить
детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с
окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в
устной форме.
Для того чтобы
ребенок смог нормально общаться, его речь должна быть
понятна окружающим, а это зависит от
последовательности, стройности и
полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и
правильности произношения.
Эти качества в той или иной мере
вырабатываются у ребенка в семье в результате влияния родителей. В детском саду
благодаря планомерному обучению, путем применения разнообразных методических
приемов у ребенка вырабатывается связная речь, богатство словаря, чистота
произношения.
Благодаря ознакомление с окружающей
жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и
явлениями, живой природой, предметным миром воспитатель развивает речь детей,
мышление.
Познание ребенком окружающей
действительности становится более четким, осознанным благодаря
егистрируется и закрепляется познавательная
деятельность человека.
Помимо владения родным языком, в
детском саду у детей воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и
взрослыми в разных условиях: выска тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке р
зываться на занятиях, разговаривать друг с
другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные
поручения.
Детей обучают общепринятым вежливым
формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на
«вы», друг друга называть по имени; во всех необходимых случаях использовать
общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания,
здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со
взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без
крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»;
совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому
воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их
речи, быть общительным приветливым без ненавязчивости.
Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального
облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к
людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение
к старшим.
Воспитатель приучает детей слушать и
понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и
ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих
товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда
другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, приходящий в
детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого
труда педагога в течении всего пребывания ребенка в детском саду.
Перед детским садом стоит еще
одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное,
нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним
из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни
ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с
лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с
некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной
литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной
литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его
чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.
Художественная литература
обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою,
переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.
Воображение ребенка следует за
течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека
воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает
развивать художественная книга.
Ребенок видит, слышит, осязает, ощущает, вкушает, взвешивает,
сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же
годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его
представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и
определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности
языка находится в зависимости от двух условий:
меры участия в образовании этих представлений возможно большего
числа внешних чувств и
мер активности,
проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его
действительности.
Воспитатель следит за тем, чтобы каждое
чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети
называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать
то, что видят, умели сравнивать.
Воспитатель в совершенстве владеет родным для
детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут
следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными
педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для
осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.
Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам
родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и
вдохновение.
Живое слово, образная сказка,
рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное
стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят
ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием.
Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические
впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает,
декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы
слагаются на лучших образцах.
Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его
засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная
задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений
детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является
краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного,
ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных
вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за
которых она всегда скажет им горячее спасибо.
Итак, какова же роль детского
сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей
правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими
людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи),
воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь,
воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем
в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания
в детском саду.
К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает
звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический
строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне
бытового разговорного языка окружающих их взрослых.