АНАЛИЗ
ПРИЧИН И ПРОЯВЛЕНИЙ ЗАТРУДНЕНИЙ МЛАДШИХ ШОЛЬНИКОВ В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМОМ
На сегодняшний день
имеет место объективное увеличение числа детей, испытывающих значительные
трудности при овладении навыком письма. Так, в начале 50-х годов ХХ в.
известный психолог Е.В.Гурьянов отмечал, что в каждом классе наряду с
учениками, быстро и легко осваивающими письмо, оказывается несколько учеников,
медленно и с трудом овладевающих навыком письма. В начале 90-х годов ХХ в.
число учащихся, испытывающих трудности обучения письму, по данным М.М.Безруких достигает
уже 20-30%, т.е. семь-девять учеников в каждом классе общеобразовательной
школы. Тенденция к увеличению числа таких учеников прослеживается и в наши дни.
Говоря о необходимости
более внимательного отношения младших школьников письму, следует отметить ряд
факторов, которые еще больше ее усложняют, делают особо актуальной в наши дни.
1.Изменился
психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу,
увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения,
недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических
функций.
2.Нынешним
первоклассникам свойственен синкретизм (слитность, нерасчлененность мышления,
низкий уровень развития анализа и синтеза).
3.Увеличилось
количество двуязычных детей.
4.Завышение требований
к детям, поступающим в 1 класс, привело к форсированному обучению дошкольников
чтению и письму.
5.Низкий уровень
физического развития дошкольников и как следствие общая и частная моторная
неловкость, плохая координация.
6.Все больше детей,
поступающих в 1 класс, не посещали дошкольные образовательные учреждения.
7.При многообразии
систем и программ обучения младших школьников не всегда адекватный их выбор для
конкретного ребенка, без учета его индивидуальных особенностей.
8.Перспектива внедрения
интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все
это, безусловно, усложняет процесс обучения вообще и обучения письму в
частности. Перечисленные факторы зачастую приводят к ситуации, когда даже
опытные учителя с хорошей обще дидактической подготовкой оказываются не в
состоянии помочь учащимся преодолеть трудности при овладении навыком письма.
Рассмотрим проблемы, с
которыми может столкнуться учитель при обучении детей письму более подробно.
Одна из наиболее распространенных –
истощаемость. Как и любая другая
деятельность, письмо может нормально осуществляться только при определенном
уровне активности головного мозга. Недостаточный или неустойчивый уровень
активности приводит к трудностям концентрации внимания и колебаниям
работоспособности ребенка. Повышенная истощаемость может проявляться как в виде
общей вялости, слабости, астении, так и в виде гипервозбудимости и быстрой
пресыщаемости. Также отражаются на темпах и качестве усвоения письма снижение
объема памяти и трудности концентрации внимания. Достаточно часто у детей
наблюдаются также патологические
синкинезии (совместное движение; когда
нервный импульс поступает не только к мышцам, выполняющим движение, но и к не
имеющим к нему никакого отношения, например, у правшей к движению правой руки
при письме подключается левая рука, нога, язык и т.д.). Необходимо обращать
внимание и на недостаточныйуровеньсформированностизрительных и
зрительно-пространственных функций. Преодоление этих трудностей – сложный
процесс, требующий вмешательства различных специалистов: невропатологов,
нейро-психологов, логопедов, психологов. Способы преодоления подобных проблем
неоднократно описывались в специальной литературе.
Рассмотрим тот спектр
проблем, с которыми сталкивается учитель при обучении письму. М.М. Безруких разделила
их на две большие группы: общие проблемы развития, затрудняющие процесс
обучения письму; проблемы, возникающие непосредственно при обучении письму.
Общие проблемы
развития, затрудняющие процесс обучения письму:
1.1. Трудности
ориентировки в пространстве (трудности осознания своего положения в
пространстве)
1.2. Трудности
ориентировки на листе бумаги
1.3. Трудности
восприятия и переноса информации с вертикальной плоскости на горизонтальную
1.4. Трудности
опознания и дифференциации зрительных образов
1.5. Проблемы развития
мелкой моторики
1.6. Трудности
регуляции мышечного тонуса
1.7. Трудности
удержания позы
1.8. Недостаточная
сформированность чувства ритма
Проблемы, возникающие
при обучении письму:
2.1. Трудности
дифференциации строки и межстрочного пространства
2.2. Трудности
запоминания, соединения элементов буквы и воспроизведения графем букв
2.3. Трудности
дифференциации графем (акустико-артикуляционные, оптические, кинетические)
2.4. Зеркальность
написания графем
2.5. Трудности
соединения букв между собой
2.6. Упрощение
написания графемы
Таким образом,
трудности овладения навыком письма учащимися первых классов выявляются довольно
часто и имеют тенденцию к увеличению. Причины и факторы, обуславливающие это
нарушение, разнообразны. Все это, усложняет процесс обучения письму.