Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программные задачи
Старшая группа
- Закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
- Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Словарная работа:
миксер, пылесос, хлеборезка, кухонный комбайн.
Материал.
Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду — пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Предварительная работа
. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин электроприборов», рассматривание иллюстраций, наблюдения, отгадывание загадок, дид. игры.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель
. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы? Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.)
Воспитатель.
Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них
Вам помогут мои загадки:
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит - бродит пароход.
Остановишь — горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов. Далее проводится игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту». Воспитатель: « Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Физкультминутка
«Зарядка»
Наклонилась сперва
Книзу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
Затем проводится игра «Кому нужен...?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих тру быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудов процессом в быту и предметом, его облегчающим. Использует раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда и изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду — пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудную операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб — хлеборезка, одежда — стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает; «Кому нужен...».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет с выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается конченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, первым закроет клетки на своей карте.
Тэги:
занятие