Почему ребёнок молчит?
Встречаются такие дети, от которых
воспитатели и учителя не слышат ни единого слова. Абсолютно здоровые и развитые
дети молчаливы в детском саду (школе), а придя домой без умолку болтают с
родными, читают стихи и поют песни.
Термин "элективный мутизм"
впервые появился в 1995 году, хотя случаи таких избирательно молчаливых детей
впервые зафиксированы в медицине ещё в 1877 году. Это относительно мало
изученое и редкое невротическое расстройство. Однако, число таких детей в современном
мире растёт. Большинство родителей и педагогов и не слышали об элективном
мутизме и, сталкиваясь с такими детьми, теряются - полагают, что ребёнок молчит
из-за упрямства, застенчивости, а то и вообще отстаёт в развитии.
Когда ребёнок, в принципе владеющий
речью, отказывается говорить в определённых ситуациях, например, в школе, и это
длится дольше четырёх месяцев, то в международной классификации это принято
диагностировать как элективный мутизм. Состояние варьируется - некоторые дети
не говорят только в школе, другие не разговаривают только с детьми. Иногда
состояние усугубляется, и дети даже с родителями перестают разговаривать.
И это не является упрямством или
излишней застенчивостью. Любой упрямый ребёнок всё же подчиняется социальным
требованиям. Обычный стеснительный ребёнок тоже со временем, привыкнув к новой
обстановке, начинает общаться. У детей, страдающих элективным мутизмом,
молчание - некий архаичный способ справиться со стрессовой для них ситуацией,
закрыться, наподобие реакции мнимой смерти у животных. Внутри же такие дети
испытывают сильный страх.
Единой причины этого отклонения нет.
В основе элективного мутизма лежит сочетание индивидуальных особенностей
характера с внешними факторами. Зачастую поначалу ребёнком руководит страх, а со
временем молчание становится привычной моделью поведения. Наследственность тоже
играет роль - один или оба из родителей в детстве отличались застенчивостью.
Если ребёнок попадая в новую школу
молчит там, или же замолкает в новом учебном году, то учителя и родители должны
как можно скорее начать бить тревогу. Чем раньше начать лечение, тем лучше.
Обычно такое отклонение становится очевидным именно в школе, то есть в том
возрасте ребёнка, когда социум уже требует от него способности словесно
общаться. Если малыш молчит в детском саду, то часто окружающие закрывают глаза
на это, считают это особенностью возрастного развития. Но школьнику труднее
преступить через своё молчание.
Бывает и такое, что невроз проходит
сам собой. Но наверняка никогда заранее сказать нельзя. Ребёнку нужно помочь.
Заставлять упорно молчащего говорить
- бессмысленно. Скорее надо стараться, чтобы у него росла уверенность в себе,
повышалась самооценка. Это достигается не принуждением, а отношением,
поощрением самостоятельности. Многие родители чересчур опекают ребёнка,
стараются всё делать за него, а это не всегда хорошо.
Учителя должны постараться найти
индивидуальный подход к такому ученику. Иногда грубый окрик, излишняя строгость
со стороны учителя могут спровоцировать молчание или усугубить его. Человек
испытывает чувство страха, паники и замолкает. Таким образом он как бы
контролирует ситуацию. Одноклассникам тоже надо разъяснить ситуацию, но не в
присутствии ребёнка.
Такие дети не нуждаются в особом
обучении, но нуждаются в особом подходе. Элективный мутизм не связан на прямую
с развитием интеллекта и встречается у самых разных детей. Иногда такие -
перфекционисты, они опасаются что-то сделать или сказать неправильно. Это
"удобные дети" для окружающих - тихие, не хулиганят, не нарушают
социальных норм.
Если у ребёнка проявляются признаки
данного заболевания необходимо обратиться к психотерапевтам, работающим с
элективным мутизмом. Психиатр может поставить диагноз, но работа должна
проводиться психотерапевтом при поддержке родителей и педагогов.
В повседневной жизни такие дети
нуждаются в деликатной помощи и поддержке. В общении с ребёнком надо избегать
задавать прямые вопросы, на которые сразу требуется ответ. Детям, страдающим
элективным мутизмом, очень тягостно молчать, но ещё тяжелее нарушить молчание
самостоятельно. Надо признать проблему, обсудить её с ребёнком, но не
драматизировать ситуацию. Ребёнок должен поверить в то, что такое состояние
немоты обязательно пройдёт.
Мамы и папы, друзья и родственники,
педагоги! Если ваш малыш упорно отказывается говорить, не ругайте его, а
помогите обрести голос! Он ищет вашего понимания помощи, вот только сказать об этом может не
всегда.