Шутова
Маргарита Леонидовна
воспитатель
ГБДОУ
детский сад №12
Россия, г. Санкт-Петербург
«ИГРА КАК
ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
НА ДОРОГАХ»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать
определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной
обстановке.
Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных
происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу
в неположенных местах. Приводят к этим
нарушениям элементарное незнание «Правил дорожного движения» и безучастное
отношение взрослых к поведению детей на дороге. Другой причиной является то,
что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у
них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они
безмятежно выбегают на дорогу.
С каждым годом расширяется инфраструктура нашего города и на улицах увеличивается
поток транспорта. Пешеходы не всегда чувствуют себя в безопасности, а в числе
пешеходов и дети. Ребенок – это исследователь, которого интересует улица и все
на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает
в опасные для жизни ситуации.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное,
универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том
числе и культуры поведения на дороге. Однако дети дошкольного возраста – это
особая категория пешеходов и пассажиров, к ним нельзя подходить с той же
меркой, что и к взрослым. Ведь для них дословная трактовка «Правил дорожного
движения» неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов на
доступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного
мышления и затрудняет процесс обучения и воспитания.
Важно с раннего возраста прививать детям безопасное поведение на улице и
знакомить с «Правилами дорожного движения». А для этого необходимо, чтобы
родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом
активное участие.
Учитывая возраст детей – дошкольников, следует знакомить их с правилами
безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения,
подвижные и сюжетно-ролевые игры на площадках по ППД и с помощью других форм и
методов работы.
Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из
важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является
профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Изучение «Правил дорожного движения» и формирование у детей осознанного
желания выполнять их является одной из главных задач на сегодняшний день, так
как безопасность дорожного движения на данный момент одна из достаточно важных
городских проблем. С увеличением количества автомобилей на дорогах возрастает
число дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, и с участием детей дошкольного
возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на
дороге, отчего и относится к «Правилам дорожного движения» без должного
внимания. Как следствие возникает противоречие: с одной стороны необходимо формировать
у воспитанников культуру безопасного поведения на дороге, устойчивую мотивацию
и ответственное отношение к сохранению здоровья своего и окружающих, с другой
стороны недостаточность практических навыков безопасного поведения на дорогах
тормозит эти процессы.
Из данного противоречия вытекает следующая проблема: какие педагогические
средства необходимо использовать в образовательной практике, чтобы дети более
глубоко осознавали логику безопасных действий?
Главная цель работы по данному направлению заключается в формировании у
детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах нашего
города. Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
* усвоение детьми первоначальных знаний
о правилах безопасного поведения на улице;
* формирование у дошкольников
качественно новых двигательных навыков и бдительного отношения к окружающей
обстановке;
* развитие у воспитанников способности
предвидеть возможную опасность в конкретной постоянно меняющейся ситуации и
построению безопасного адекватного поведения.
С чего же начать? Как научить
наших детей правилам дорожного движения? А начинать нужно, прежде всего, с
эмоционального настроя дошкольников, который сформируют различные игры по ПДД. Главное,
чтобы все они соответствовали возрасту и детским возможностям, увлекали детей,
способствовали развитию творческой смекалки и сообразительности дошкольников. Работа
по обучению детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть занятий
по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, игр,
прогулок.
В своей практике для ознакомления дошкольников с правилами дорожного
движения необходимо активно использовать дидактические игры, которые помогают
знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге. Подбирать игры необходимо из детских
возможностей, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись, и во время игры
выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в
преодолении трудностей.
Обучая детей игровым правилам, действовать как руководитель и как ее
участник. Играя, ребенок усваивает те или иные сведения, применяет ранее
усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков
и умений. Учитывается тот факт, чем больше у дошкольника сформировано полезных
навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче будут усваиваться
правила дорожного движения. Результат игры, является показателем уровня
достижения детей в усвоении знаний, в их применении, в установлении
взаимоотношений детей в игре.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных
знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться
в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей считаю стимулирование
развития самостоятельности и ответственности.
Работа по изучению правил дорожного движения обязана проводиться в
тесном контакте с родителями, им необходимо объяснить о том, насколько важно
научить детей самостоятельности при передвижении по улице. Родителям старших
дошкольников с этой целью можно дать поручение: в игровой форме, но с
конкретной, понятной ребенку целью. К примеру, «Давай, сегодня по дороге домой
я буду твоей дочкой, а ты моей мамой» - говорит мама ребенку, « Но для начала
расскажи мне подробно, по какой стороне тротуара нужно идти, где мы будем
переходить дорогу?». В этом случае ребенок будет действовать под контролем и в
сопровождении взрослого. Выполнение подобных заданий ставит перед ребенком
определенную цель, закрепляет знание правил передвижения по улице, развивает
наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно разбить путь на
небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом.
Наглядные примеры, с которыми
сталкиваются дети в процессе своего общения с дорогой, значительно сильнее
знаний теории, которые они получают во время обучения. Моделируя реальные ситуации
и действия, игра выступает мощным средством обучения, позволяющим на практике
избежать негативного влияния окружающего мира.
Тэги:
ПДД