1.
Рассказ Леонида Вертеля «Дитя солнца»
( Текст рассказа – в Приложении 2)
Пофрагментное чтение. Читаем
только тот фрагмент, который называет учитель. Остальной текст может быть
закрыт чистым листом бумаги, который постепенно сдвигается и открывает
очередные фрагменты.
Фрагмент 1
«Дитя солнца»
- О чём может быть рассказ с таким названием? О ком или о чём можно
сказать – «дитя солнца»?
Фрагмент 2
- Что за загадочный предмет мог, по вашему
мнению, увидеть автор на обочине дороги?
- Что нам о нём известно? Как его называет
автор?
Фрагмент 3
- Так что за загадочный предмет увидел
автор? Почему назвал появление подсолнуха «невероятным»? На какой почве он вырос?
- Какие эпитеты использовал Л. Вертель при
его описании?
- Какие ещё цветы увидел автор? Какие они
были и почему?
Фрагмент 4
- С кем сравнивает автор подсолнух, выросший на северной земле?
- Какими видел подсолнухи Л. Вертель на их
родине, на Кубани?
- Почему подсолнух назван «дитя солнца»?
- Каким образом, по вашему мнению, вырос
подсолнух на Севере?
Фрагмент 5
- Так как оказался подсолнух у нас на
Севере?
- Благодаря чему смог он вырасти на неродной
земле?
- Как вы думаете, что станет с подсолнухом дальше?
Фрагмент 6
- А как считаете вы: кому и зачем в этом
мире нужен этот росток, обречённый на мучительную жизнь? Может, лучше бы его
совсем не было?
Фрагмент 7
- Зачем, по вашему мнению, может быть нужен
всем
людям этот подсолнух?
Фрагмент 8
- Как вы понимаете слова автора, что он
«нужен, чтобы разбередить наши
души»,
чтобы «наши житейские невзгоды не казались нам такими тяжкими»?
Вопросы ко всему рассказу (к двум
рассказам писателя):
- Если бы вы жили не на Севере, то что вы
узнали бы из этого рассказа о карельской природе?
- Как, по вашему мнению, относится к Карелии
и её природе Леонид Вертель? Докажите.
- Чему учит рассказ: бережному отношению к
природе или выносливости и терпению?
- Нравится ли вам название рассказа?
Предложите своё название.
- Приведите примеры выразительных средств:
метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов.
Стадия рефлексии по методике РКМЧП:
- Какая из пословиц, по вашему мнению, по
смыслу больше всего подходит к содержанию рассказа:
Терпение и
труд всё перетрут.
Где
родился, там и пригодился.
Такова
доля, что божья воля.
Не родись
красивой, а родись счастливой.
К нашему
берегу не привалит хорошее дерево.
Бог терпел
и нам велел.
Колотись,
бейся, да всё надейся.
Где сосна
взросла, там она и красна.
За морем
теплее, а у нас веселее.
Своя
печаль чужой радости дороже.
Родимая
сторона – мать, чужая – мачеха.
2.
Домашнее задание:
Нарисуйте
свою иллюстрацию к одному из рассказов Леонида Вертеля. Или: Напишите сочинение
– миниатюру «Как я понимаю пословицу…» (Учитель может предложить одну из
названных выше пословиц в качестве темы сочинения)
|