Методическая
разработка. «Экспериментирование, как
способ развития фантазии».
Куракина
Анастасия.
Образ
мира — это сложная целостная система
знаний о человеке, о мире вообще, о других
людях, о себе, о своей деятельности.
Детское
экспериментирование
-
это не изолированный от других вид
деятельности. Оно тесно связано со всеми
видами деятельности. В первую очередь
с такими, как наблюдение и труд. Большинство
изменений в мире природы человек может
заметить в непосредственном контакте
с ними. Поэтому, важно вызвать интерес
у ребёнка к природе. Не следует загружать
детей обилием информации. Важно, чтобы
ребенок всё увидел сам, сам потрогал и
составил свои впечатления. Ребенок
познаёт мир, исследуя его,
экспериментируя
,
делая всё новые открытия. Дети — это
пытливые исследователи мира. На опытах
мы с ребятами исследуем свойства песка,
глины, камней и др.
Экспериментируем
с водой
:
меняем цвет, замораживаем, нагреваем
воду, фильтруем и выводы фиксируем в
рисунках.
Экспериментирование
сопровождается
разнообразными эмоциональными
проявлениями
:
смехом, удивлением, радостью, иногда
огорчением. Дети сначала с помощью
взрослых, затем самостоятельно выходят
за пределы знаний и умений, полученных
в специально организованных видах
деятельности, и создают новый продукт
– постройку, сказку, поделку, насыщенный
запахами воздух, окрашенную воду.
Дети
очень любят
экспериментировать
.
Это объясняется тем, что им присуще
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, и
экспериментирование
,
как никакой другой
метод
,
соответствует этим возрастным
особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а в первые три года -
практически единственным
способом
познания мира
.
Своими корнями
экспериментирование
уходит
в манипулирование предметами.
При
правильной организации работы у детей
старшего возраста формируется устойчивая
привычка задавать вопросы и самостоятельно
искать на них ответы. Теперь инициатива
по проведению
экспериментов
переходит
в руки детей. Они должны постоянно
обращаться к воспитателю с
просьбами
:
«Давайте
сделаем так…»
,
«Давайте
посмотрим, что будет, если…»
.
Роль воспитателя как умного друга и
советчика возрастает. Он не навязывает
своих советов и рекомендаций, а ждет,
когда ребенок, испробовав разные
варианты, сам обратится за помощью. Да
и то не сразу даст ответ в готовом виде,
а пробует разбудить самостоятельную
мысль детей, с помощью наводящих вопросов
направить рассуждения в нужное русло.
Главное,
создать воображение ребенка целостные
живые образы разных уголков Земли и
окружающего мира.
|