Это мой доклад на районном семинаре (презентация в разделе "Презентации школы).
Тема семинара «Школьная среда
как условие развития учебно-воспитательного процесса». Мы понимаем понятие
«школьная среда» как часть более широкого понятия «образовательная среда».
Ректор АППО, доктор наук, профессор Вал.
Георг. Воронцова считает, что «отношения в субкультуре учащихся, отношения в
педагогическом коллективе, стиль отношений в ходе учебного процесса между
учащимися и преподавателями, стиль управления учебным заведением,
формализованные и неформальные объединения и группы, комфортность и традиции
учреждения, его открытость насущным изменениям – всё это лишь некоторые
составляющие понятия «школьная среда», которая является не меньшим фактором
успешности работы ОУ, нежели реализуемые образовательные и учебные программы,
формы и методы их преподавания, т.е. всё то, что традиционно рассматривается
как основная характеристика учреждения».
А одну из первых характеристик образовательной среды дал ещё в
XV веке Л. Валла, который
говорил, что «для научных занятий необходимы пять условий:
-
общение с образованными людьми;
-
изобилие книг;
-
удобное место;
-
свободное время;
-
душевный покой».
В современных трактовках
«образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность
социальных, культурных, а так же специально-организованных в ОУ
психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с
индивидом происходит становление его личности» (доктор педагогических наук,
проректор по научно-методической работе, заведующий кафедрой педагогики АППО
С.В. Тарасов).
И учащиеся
нашей школы не просто воспринимают окружающую
среду, но активно участвуют в её создании: под руководством «Совета
старшеклассников» и педагогов-руководителей сообществ по интересам подготавливают
газеты и плакаты, рисуют, создают декорации и костюмы к школьным спектаклям,
развивают школьное самоуправление и многое другое.
В учебной деятельности используются
инновационные технологии по применению таких моделей обучения, как организация
учебно-поисковой, исследовательской деятельности; обучение как организация
учебно-игровой, моделирующей деятельности; обучение как организация активного
обмена мнениями, творческой дискуссии.
Поэтому коммуникативно-организационный компонент среды школы строится на
основе диалогического взаимодействия. В образовательной
среде школы
педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет
функции режиссёра, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но
и соучастника такого образовательного процесса, который строится как диалог
учащихся с познаваемой реальностью, другими людьми, как обогащение их
личностного опыта (некоторые формы
такой
работы будут представлены в практической части нашего семинара).
Естественно, результаты введения инноваций отслеживаются, за годы работы
над «Программой развития школы» была создана и успешно функционирует
диагностическая служба; разработаны различные формы отчётности, удобные и для
педагогов,
и для службы диагностики.
Примеры лишь некоторых исследований представлены диаграммами
(ПОКАЗ И КОММЕНТАРИЙ ДИАГРАММ)
Опираясь на достижения науки в этой области,
данные диагностической службы школы,
мы
пытаемся совершенствовать школьную среду как элемент образовательной среды.
Результатами работы ОУ последних лет стали:
-
создание эффективно действующей системы самоуправления
учащихся;
-
развитие сообществ и секций по интересам;
-
организация сотрудничества с выпускниками школы
(конференции по профориентации);
-
развитие системы диагностики;
-
активное использование потенциала
информационно-технических средств в создании школьной среды.
Эти направления будут представлены на
семинаре в работе различных секций, отражающих «Программу развития школы».
В 11.00 начнут работу две секции, отражающие
такие формы учебной работы, как "Политтурнир" (положение о проведении
политтурниров прилагается), и
форму
внеклассной работы «Заседание Совета старшеклассников – КТД (Коллективное
творческое дело)».
На основе опыта ОУ района по созданию
школьных
научных сообществ мы
организовали работу сообществ по интересам, которая связана с рядом целевых
проектов в рамках Программы развития и
будет представлена на презентации школьного сайта в 12.00:
-
секция краеведения (под руководством учителя ОИВТ
Виноградовой Н.С., в сотрудничестве с
библиотекой Рыбацкого создание сайта «Рыбацкое»);
-
секция изучения истории России (создание сайта «Северная
война»);
-
секция «Чтобы помнили…» (создание школьного музея
Краснознамённой Ладожской флотилии, с ветеранами которой мы сотрудничаем на
протяжении 20-ти лет). Сейчас существует проект объединения работы школьного
музея и КЮМ Адмиралтейского района. В проекте походы по местам боевой славы,
морские походы.
-
секция изучения МХК (создание сайтов «Эпоха
Возрождения»,
«Культура Древней Руси»,
«Серебряный век», «Модернизм в России» и др.);
-
секция литературоведения
(знакомство с творческой лабораторией русских
поэтов и писателей, анализ языка художественных произведений, творчество
учащихся)
-
секция журналистики, программа работы которой была
составлена под руководством ведущих преподавателей факультета журналистики
СПбГУ и утверждена специалистами данного факультета.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СООБЩЕСТВ
ПО ИНТЕРЕСАМ ПРОВОДИТСЯ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
1 НАПРАВЛЕНИЕ –индивидуальная
работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания
(подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы,
оказание помощи младшим школьникам при
подготовке докладов, устных сообщений,
изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы
и
др.);
б) работа с учащимися по
отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание
консультационной помощи и др.);
2 НАПРАВЛЕНИЕ –
групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими
проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных
областей, например, создание обзорной компьютерной базы данных «Северная
война», в работе над которой приняли участие учащиеся 8-11 классов и выпускники
школы).
3 НАПРАВЛЕНИЕ – массовая
работа: встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и
проведение исторических вечеров, литературных гостиных, подготовка совместно с
учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в районных и городских
мероприятиях. Также следует отметить ежегодный многодневный поход-экспедицию
«Ингерманландия», участие в ежегодных слетах мидиевистов, воссоздающих
в Выборге обстановку эпохи Средневековья. При
этом всё снаряжение
вплоть до кольчуг,
шлемов, мечей делается в школьных мастерских.
В рамках Программы развития школы по
совершенствованию школьной среды
разработан ряд целевых проектов, работа в которых рассчитана на
несколько лет. Среди них можно выделить:
-
литературно-публицистический
проект, главная задача которого дать анализ наиболее важных событий этой эпохи,
познакомить учеников с жизнью и деятельностью людей, чей творческий путь стал
олицетворением эпохи;
-
историко-художественный
проект «Россия», призванный способствовать воспитанию гражданина страны,
опираясь на духовное наследие и культурно-нравственные традиции нашей Родин, в
рамках этого проекта ведется работа по созданию музея Краснознамённой ладожской
флотилии;
-
краеведческий
проект «Рыбацкое – Санкт-Петербург», в рамках которого проводились мероприятия,
связанные с 300-летием со дня основания нашего города, изучение жизни
соотечественников, оставивших заметный след в его истории;
-
коммуникативный
проект «Поколение», призванный способствовать развитию связи выпускников со
школой, общению друг с другом, информированности о судьбах выпускников, об
успешности трудовой деятельности, востребованности на рынке труда, реализации
интеллектуального потенциала, применения образования, полученного в стенах ОУ.
Вот лишь некоторые аспекты
формирования
школьной среды в нашем ОУ.
Хотя не меньше времени можно было уделить и научно-методической работе,
способствующей повышению квалификации учителей (после принятия Программы
развития количество учителей, имеющих высшую категорию,
возросло с 7 человек до 18, первую- с 10 до
15, 5 молодых специалистов получили вторую квалификационную категорию), и
работе социального педагога,
годичного
психолого-педагогического семинара, заседания которого стали традицией,
использованию социально-психологических тестов, связи с родителями. Но,
наверное, эти темы станут приоритетными на следующих семинарах. Мы открытая
школа, которая готова учиться
и делиться
наработанным. Мы учимся и учим, чтобы
успевать за изменениями в мире
и
готовить к этим изменениям своих учеников.
А сегодняшнее мероприятие закончится в
12.30. Мы приглашаем всех в конференцзал на
подведение итогов семинара