В школе у подростков высокая тревожность, как психическое свойство,
имеет острую специфику проявления. Ги Лефрансуа в своей книге
"Психология для учителя" считает: "Одним из признаков повышенной
активации является тревожность - чувство, характерное чередующим
страхом и беспокойством". И далее:"...тревожность считается одним из
признаков легкого психического расстройства" (1.с.314). Нас интересует
тревожность, связанная с волнением на тестировании, экзамене,
контрольной и при выступлении перед аудиторией - ситуативная
тревожность. Ситуативная тревожность ассоциируется не только низкой
успеваемостью, низким обучением, но также и с уровнем самооценки. В
результате для некоторых особенно тревожных учеников (Биренбаум и
Нассер, 1994), тревожность пагубно влияет на прохождение тестирования,
экзамена и на обучение как таковое. Но не всё так плохо. Особо тревожные
ученики лучше обучаются в рамках более структурированных подходов,
таких как программированное обучение, компьютерное обучение и
директивные уроки, где не требуется взаимодействие и активность со
стороны ученика.
Основные причины тревожности у подростков в школе:
* внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой
собственной успешности в различных сферах деятельности (Б.И.Кочубей,
Б.И.Новикова, 1988);
* нарушение внутрисемейного и/или внутришкольного взаимодействия со
сверстниками(А.И.Захаров, 1988; А.М.Прихожан, 1998; А.С Спиваковская,
1998 и др.)
*соматические нарушения (Ю.В.Щербатых, П.И.Иванова, 1998).
Снижение ситуативной тревожности возможно при разработке стратегии
учения и мышления. Также учеников обучают методам релаксации(Кинг и
др..). Дрейк, Фрид и Хантер (1998) разработали методику снижения
тревожности во время экзамена, выступления перед аудиторией, контрольной
путём разрешения использовать шпаргалки.
Учитель, во-первых, может сместить акцент обучающих и оценивающих
стратегий на ожидание положительного результата, таким образом снижая
ожидание провала.
Во-вторых, учитель может увеличить время выполнения заданий с целью
избавиться от эффекта давления времени или объяснить ученикам, как
максимально полезно использовать время, отведенное на экзамен,
контрольную, презентацию.
В-третьих, учитель может изменить уровень сложности тестовых заданий в
соответствии с реальными возможностями учеников[1. с 314].
1. Ги Лефрансуа. Психология для учителей. СПб, "прайм-ЕВРОЗНАК". 2003.