Ты живёшь среди людей
Ты живёшь среди людей.
(
II ,
с. 202
)
Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.
(
II
, с. 198
)
Если бы каждый из нас жил на необитаемом острове, не было бы никаких поступков. Поступки есть только там, где есть люди. Срубив дерево на необитаемом острове, ты не совершаешь ни поступка вообще, ни проступка
;
если же ты пойдёшь во двор к соседу и срубаешь яблоню, о тебе не только заговорят как о нарушителе, но и отнесутся как к преступнику.
(
II
, с. 297
)
Осторожно прикасайся к человеку
;
жить среди людей — это всё равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветков с дрожащими на них каплями росы
;
надо так прикасаться к цветкам, чтобы не упала на землю ни одна капля.
(
II
, с. 351
)
Жить в обществе — это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей.
(
III
, с. 97
)
Отбирать радости у других людей — бесчестно
;
строить свои радости на чужом горе — предательство.
(
II
, с. 219
)
Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие — это душевная слепота. Существует в этике понятие — хамство. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека
;
он способен сыпать соль на раны
;
громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание
;
ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери
;
смеяться, когда всем грустно.
(
II
, с. 270
)
Энергия души не неисчерпаема, у неё есть пределы. Не бери целой горсти там, где достаточно зёрнышка, не бери жар лопатой, где необходима одна искра, не руби яблоню со всем её урожаем там, где достаточно одного яблока. Умей жалеть и щадить, беречь и оберегать.
(
II
, с. 211
)
Опасайся равнодушия — это один из самых опасных пороков. Быть равнодушным — значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека.
(
II
, с. 204
)
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой, — помни эти хорошие слова А. П. Чехова.
(
II
, с. 274
)
Если бы каждый мог делать, что ему вздумается, общество превратилось бы в сумасшедший дом, и человеку страшно было бы выйти на улицу.
(
III
, с.
)
Если ты и тот человек, с желанием которого столкнулось твоё желание, будете действовать только в своих собственных интересах, жизнь превратится в ад, человек опустится до уровня пещерного дикаря.
(
V
, с. 325
)
Вот, например, на аллее растут розы и тебе захотелось сорвать цветок. Подумай, что будет, если каждый человек удовлетворит такое же желание. Цветущий куст превратится в оголённые прутья.
(
IV
, с. 153-154
)
Жизнь превратилась бы в хаос, среди бела дня невозможно было бы выйти на улицу, если бы не было человеческого долженствования. Попытайся освободить себя от долженствования — и ты превратишься в раба своих прихотей. С того, что человек делает не то, что надо делать, а то, что ему хочется, начинается нравственное опустошение, развращение и падение.
(
II
, с. 197
)
Потеряешь долженствование — вначале станешь мелким себялюбимым существом, потом — подлецом, дальше — предателем.
(
II
, с. 198
)
Кто не знает границ свом желаниям, никогда не станет ни хорошим гражданином, ни добрым другом, товарищем.
(
V
, с. 306
)
Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива.
(
III
, с. 92
)
|