Воспитание словом
Воспитание словом — самое сложное и самое трудное
,
что есть в педагогике.
(
II
,
с. 161-162
)
Слово — самый тонкий и самый острый инструмент
,
которым мы
,
учителя
,
должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев.
(
II
,
с. 161
)
Школа — это прежде всего
,
образно говоря
,
мир человеческих прикосновений.
(
V
,
с. 597
)
Слово — тончайшее прикосновение к сердцу
;
оно может стать и нежным
,
благоуханным цветком
,
и живой водой
,
возвращающей веру в добро
,
и острым ножом
,
и раскалённым железом
,
и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнустный поступок — предательство. Бывает и наоборот
:
предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнение и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека.
(
II
,
с. 298
)
Есть слова хилые и уродливые
,
как кретины. Есть слова немощные и бескровные
,
как тень засыхающего стебелька. Есть слова яркие и неугасающие
,
как вечные звёзды
,
указывающие человеку путь. Стремитесь к тому
,
чтобы ваши слова были путеводными звёздами.
(
II
,
с. 624
)
Не будет огонька у вас — вам никогда не зажечь его у других.
(
IV
,
с. 500
)
Каждое наше слово должно нести в себе добро
,
справедливость
,
красоту.
(
II
,
с. 366
)
Множество школьных конфликтов
,
нередко оканчивающихся большой бедой
,
происходит от неумения учителя говорить с учениками.
(
V
,
с. 339
)
Словесное воспитание может быть хорошим или плохим в зависимости от того
,
что есть помимо него.
(
V
,
с. 382
)
|