Здоровье
,
здоровье и ещё раз здоровье
Умственные силы и нервная энергия учащихся
,
особенно младшего возраста
,
— это не бездонный колодец
,
из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и осмотрительно
,
а самое главное — надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребёнка.
(
III
,
с. 127
)
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности
,
бодрости детей зависит их духовная жизнь
,
мировоззрение
,
умственное развитие
,
прочность знаний
,
вера в свои силы.
(
III
,
с. 109
)
Часто ребёнок начинает отставать в учении просто потому
,
что он недомогает
,
сам не зная об этом. Педагог не имеет права не знать
,
что происходит с ребёнком
,
почему он нездоров
,
как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии.
(
IV
,
с. 46
)
Ребёнок — живое существо, его мозг — тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно.
(
IV
, с. 133
)
Память в детские годы очень гибкая, и если ею умело управлять и не перегружать её, она становится вашим первым помощником. То, что запомнил ученик в первые годы, никогда не забывается.
(
II
, с. 476
)
Учение не должно сводиться к к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья, и для умственного развития ребёнка зубрёжке. Не зубрёжка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, фантазии, творчества — таким должно быть учение ваших питомцев.
(
III
, с. 108
)
Здоровье зависит от того, какие домашние задания даются ребёнку, как и когда он их выполняет.
(
III
, с. 112
)
Занятия в утренние часы неизмеримо плодотворнее, чем после уроков. За один час утром можно сделать столько, сколько не сделаешь и за три часа днём.
(
V
, с. 247
)
Лучше рано ложиться спать и рано вставать, выполнять домашние задания утром, до того, как идти в школу, вторую же половину дня посвящать главным образом физической работе, кружковой работе, чтению — не для заучивания и запоминания, а для общего интеллектуального развития.
(
III
, с. 387
)
Выполнение домашних заданий утром, перед классными занятиями, освобождение второй половины дня от интенсивного умственного труда над учебниками, использование этого времени примущественно для физического труда на воздухе, для индивидуальных увлечений, для чтения, для игр — условия, благодаря которым не только укрепляется здоровье, но и создаются возможности для богатой духовной жизни, для всестороннего развития.
(
I
, с. 206
)
Если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.
(
IV
, с. 137
)
Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и неспособных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти вокруг борьбы за мнимую честь школы.
(
IV
, с. 148
)
|