|
| Школа подобна крупорушке
http://2000.net.ua/2000/aspekty/obrazovanie/67250
Правительству, стесняющему образование, кроме дураков и воров, никто служить не станет.
А. И. Герцен
В постскриптуме к статье С. Резника Погребенные листопадом (№5 (496), 511 февраля 1910 г.) редакция 2000 пригласила к дискуссии на страницах издания всех заинтересованных лиц. Такая попытка делается редакцией не впервые. Однако крайняя заполитизированность, катастрофическое падение нравственных устоев и ценностей украинского общества, отказ от коллективистского мышления и переход к агрессивно-индивидуалистскому, погружение (прошу прощения) в пофигистскую философию делают подобную дискуссию весьма проблематичной. Еще Д. И. Писарев полтора века назад с горечью писал, что об образовании толкуют все, кому только есть время и охота толковать: составляются проекты, изменяются программы, увеличивается или уменьшается число учебных часов, передвигается порядок занятий, чувствуется во всем ходе преобразования какая-то общая нескладица но переделки проводятся робко и нерешительно и все в одном и том же узком кругу идей, составившемся бог знает когда и охватившем нас бог знает зачем.
Однако если раньше хотя бы толковали, то сейчас уже и толковать перестали. Очень опасный симптом. Общество перестало живо интересоваться педагогикой и полностью отдало ее на откуп чиновникам и академической науке. Чиновник же новые идеи не продуцирует по двум причинам: не знает дело досконально и не желает иметь лишних хлопот.
Уже все поняли бессмысленность разговоров о состоянии школы. И тем не менее...
Общеобразовательный потенциал страны является гарантией ее экономического и социального развития. Этот тезис стал сакраментальным. Но вот что удивительно: абсолютно все отечественные политические партии и партийки, перегрызающие друг другу горло, вопящие о своей неиссякаемой любви к Украине, не удосуживаются обратить внимание на проблемы общего среднего образования. Еще вчера хоть кому-нибудь из них надо было бить в набат и кричать, что промедление смерти подобно!. Увы, таковых в нашем политбомонде не сыскалось. А потому с глубоким прискорбием сообщаем о безвременной кончине всеми забытой и растоптанной средней школы Украины.
И если какой-то оптимист-бодрячок скажет, что это не так, не верьте ему: средняя школа уничтожена полностью, а вместо нее вы видите лишь фантом, призрак, некоего летучего голландца.
Сейчас нужно говорить уже не о восстановлении прежней школы, а о строительстве на ее руинах принципиально иной школы. Вопрос в том, кто ее будет строить? И кому она нужна? Пока на политическом горизонте сил, готовых решать и способных решить эту задачу, не наблюдается вообще. Так что предлагаемая редакцией дискуссия это тест на дальновидность и зрелость украинских политических сил. Не выдержавшим этого теста свой приговор вынесет история.
А теперь по тексту статьи.
Вызывает смешанные чувства ответ директора школы на вопрос о т. н. спонсорской помощи. Эта добровольность взносов хорошо известна всем родителям школьников. Но если для ничтожно малой части жертвователей это даже не спонсорская помощь в хорошем смысле этого слова, а скорее подачка, кость, брошенная нищей школе, то для большинства это очередное опустошение семейного бюджета наглым и жадным государственным аппаратом и не менее бесстыдными и циничными депутатами всех уровней. Ведь школы в основном являются бюджетными учреждениями. Выбивать эти добровольные взносы властью поручено учительству, и оно добросовестно и со рвением это делает. Это я к вопросу о моральности и законности подобного явления. Но признаком педагога выступает и такой пустячок, как совесть. Только не надо ссылаться на законодателей: какие депутаты такие и законы. Законы пишутся людьми, а нравственность тысячелетней историей человеческих цивилизаций.
Сочувствие и не более того вызывает и весьма затруднительное положение директора при ремонте школы. О высокой нравственности чиновников, не дающих ни копейки для ремонта, но тщательно проверяющих школы накануне нового учебного года, говорить не приходится. Откуда истоки такой наглости и хамства? В том числе и в психологии нашего учительства, которое, вместо того чтобы просвещать народ и открывать ему глаза на беспросветную реальность, заняло Г-образную позицию перед властью: Чего изволите-с?. Вот власть и изволяет. Мы же очень боимся, что нас назовут плохим директором, плохим учителем. А совесть нас не мучает?
Правительство Ю. Тимошенко, решив срубить по-легкому голоса учительства, постановлением Кабмина от 1 октября 2009 г. разрешило перевести школы на самостоятельное финансирование. Вместо того чтобы предоставить школам реальную автономию и защитить ее от невероятного крепостного гнета управлений и отделов образования вместе с их методическими службами, чудо-премьер делает коварный, ни к чему не обязывающий жест. Если бы ее прожект осуществился, то чиновничий аппарат в системе управления общим средним образованием вырос бы на несколько десятков тысяч человек, тем самым еще более обескров
| Тэги: проблемы школы, дискуссии
|