Особенности
организации дискуссионных сообществ в школе
Хочется немножко рассказать вам о нашем дискуссионном сообществе.
Практика проведения т.н. инновационных, современных, нетрадиционных уроков не
так уж, извините за некоторую тавтологичность, конечно в современной российской
школе и нова. В своё время они вполне логично и, на мой взгляд, достаточно
органично вписались в учебный процесс. Заменить традиционный урок (в который,
впрочем, обязательно должны быть внесены элементы современных технологий
развития познавательных, коммуникативных способностей учащихся) нетрадиционные
уроки не могут, но свою практическую необходимость в школьной системе они
доказали. Понятно, что это способ «оживления» нашей школьной жизни, попытка
привлечения учащихся к активной работе через новые, необычные для них формы
деятельности, основанные на соучастии в учебном процессе учителя и ученика.
Мне бы не хотелось (да и формат нашей встречи не позволяет) долго
рассыпаться панегириками в адрес этой формы занятий (из всех названий мне
больше всего нравится слово «интерактивное»: от английского слова «интерактив»
- взаимодействие), поскольку «что хорошо, то хорошо». В специальной
исследовательской литературе подробно рассмотрены «плюсы» таких уроков, а я,
как человек, сам имеющий некоторое отношение к научно-исследовательской
деятельности, имею (водится за мной такой грех) своего рода априорное чувство
доверия к науке и её специальным процедурам. Но в тоже время как человек, привыкший «доверять, но
проверять», я периодически пытаюсь проверить достижения «теоретиков-грамотеев»
на практике.
По большому счёту, к интерактиву в своей деятельности я
пришёл именно через опыт практической работы, обнаружив, что у нас у всех – и у
учителей, и у учеников, и, не побоюсь этого страшного слова, у администрации,
есть потребность и желание в том, чтобы хотя бы иногда вот так, забыв о
«чинах и званиях», в таких «встречах без
галстуков». Лично для меня такие встречи с ребятами – это не только
возможность как-то разнообразить рутину
педагогического процесса, украсить её несколькими мазками разноцветной краски,
что, безусловно, интересно и для ребят, поскольку им интересно всё, что хоть
как-то отличается от привычного шаблона, здесь присутствует – если хотите - и социологический интерес: отслеживать,
как меняется общество, его настроения, чем живёт оно, как на нём отражаются те
эксперименты, которые над нами проводят различные люди, облечённые властью.
Интересно в этой связи отметить, что году этак в 2011 (это как раз тогда
активно обсуждалось) мы со своими учениками проводили конференцию, посвящённую
проекту реформы образования, где самим учащимся предлагалось, естественно,
после знакомства с темой, т.е. с самим проектом реформы, высказать своё мнение
и по поводу того, что «умные дяденьки и тётеньки» хотели сделать со школой, и
по поводу того, какой они хотят (или не хотят) видеть школу и современную
систему образования в целом.
Проводить такую работу в рамках обычного урока – с нашими
программами, которые и так «галопом по Европам», имея ввиду постоянную
опасность привлечения ребят к различным формам внеурочной деятельности, -
затруднительно, хотя мы и стараемся ( я к счастью (или к несчастью) всё-таки
преподаватель гуманитарных дисциплин, поэтому у меня, в отличие от
преподавателей технократов есть возможность хоть немножко и на законных
основаниях обсуждать с ними актуальные вопросы, реагировать, так сказать, на
«злобу дня»). А вот делать это на различного рода дискуссионных площадках (не
буду называть это громкими словами типа «симпозиумов», «форумов», «вече») и
удобно, и полезно.
Удобно, т.к. не
отнимает учебного времени, поскольку проводятся они во внеурочное время с
ребятами, которым это интересно, которые хотят участвовать в таких форматах, и
которые готовы к участию в них,
полезно
– поскольку способность мыслить, умение формулировать свою мысль, отстаивать
её, и в тоже время коммуницировать с другими
- это вообще-то всё штуки очень полезные, а по нынешнему «времени
всеобщего озлобления», как мне кажется, и совершенно
необходимые.
Замечу, что, как правило, такие мероприятия я провожу среди
учащихся старшей школы – в 10-11 классах, что
связано и с тем, что в течение многих лет я работаю именно с этим
контингентом, и, как мне кажется, неплохо (насколько вообще тут можно быть
уверенным) знаю ребят этого возраста, -
они бывают очень критичны, в этом возрасте они уже не так благоговеют перед учительским авторитетом, тем более не
ждите от них реакции понимания на традиционный учительский штамп «есть только
два мнения – одно из них – моё, а другое – неверное» - в крайнем случае,
получите «фигу в кармане», они склонны к спорам и возражениям, причём могут
делать это в весьма радикальной форме. Но это время и наиболее интересное с
точки зрения развития их мышления, творческих способностей. Время, когда
интерес к жизни ещё не уступил место прагматике студенческого возраста.
И с тем
, что,
по моим наблюдениям, интерактивные уроки – всё-таки достаточно сложный формат,
который требует определённой подготовки (не каждый, например, может набраться
смелости выступить по типу «Щас скажу!» - дополнительным мотивировочным
моментом, кстати, здесь выступает то, что над ребятами не висит, как «дамоклов
меч» угроза получить за свою смелость «отрицательной оценки»), кстати, и со
стороны учителя тоже.
Своё место в таких мероприятиях я вижу скорее в качестве
модератора – человека, который скорее направляет и поправляет ход дискуссии, а
не навязывает и просвещает (хотя без «просвещения», конечно нельзя). Но вот с
чем совершенно точно нельзя приходить на такие мероприятия, так это с безапелляционным
чувством уверенности в своей непогрешимой правоте. В тоже время нельзя и
самоотстраняться, поскольку по опыту знаю, что если бы дело было спущено на
самотёк, то каждая наша встреча заканчивалась бы составлением «письма
запорожцев к турецкому султану». Говорю об этом не как поклонник авторитарных
методик, а вследствие понимания того, что для ребят – это всё-таки новый и
необычный формат работы. а всё новое, как известно, требует определённой
институционализации.
О содержании наших встреч можно судить хотя бы по их
названиям. Урок-диспут – «Суд над Сталиным: Сталин – «кровавый тиран» или
«эффективный топ-менеджер», «Суд над Лениным: казнить нельзя помиловать», Урок
– деловая игра «Выборы в Государственную Думу» (проводим, кстати, ежегодно в 11
классе с привлечением в качестве электората школьников 10 класса). Из ежегодно
проводимой общешкольной конференции по проблемам толерантности вырос и наш
дискуссионный сообщество. Он, правда, очень молодой – ему всего один год, но я думаю,
что – это долговременный проект, поскольку в отличие от вышеупомянутых
мероприятий, которые проводились на заданную тему (достаточно узкую и
академичную) здесь мы имеем возможность (ребята прежде всего) самостоятельно
определять повестку. Так, в частности, программа последнего дискуссионного
сообщества (март 2015 года), формально посвященного всё той же проблеме
толерантности, составлялась самими
ребятами, и включала в себя очень широкий круг тем от борьбы с ксенофобией до
проблем цензуры в социальных сетях.
Вообще я должен сказать, что не следует и недооценивать
потенциал наших (ваших) учеников – они, конечно, меньше читают, да и читают они
не так, как читали их родители – желание разобраться в происходящем у них есть,
как и у каждого нормального человека. Равно как и желание быть услышанным и
понятым, а не получить менторскую отповедь, что - де недорос ты ещё до того,
чтобы тебя воспринимали всерьёз. Наивно рассчитывать, что при таком отношении к
ребятам у них сформируется способность самостоятельно мыслить и отстаивать свои
убеждения в мало-мальски цивилизованных формах.
Тэги:
дискуссионный сообщество