«Рекомендации по формированию речи
у детей младшего
дошкольного возраста»
Ребенок не рождается со
сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс. Речь
начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат
и слух малыша достигнут определенного уровня развития.
Однако, без речевого
окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем
и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
В большинстве случаев
дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со
взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлиниках,
дошкольных учреждениях и т.п. Но для того, чтобы у ребенка сформировалось
грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна
языковая среда дома.
v
Основным фактором своевременного формирования
правильной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек,
дедушек, других, близких ему людей.
v
Основная
трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за
стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване.
v
Помните, что основная деятельность детей –
игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в
путешествие» в Сказочное Королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый
мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
v
Редкий ребенок будет сидеть на месте и
впитывать знания. Возможно, Вам придется ходить за малышом по комнате,
показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться
на своей любимой качалке-лошадке.
v
Не переживайте! Ваши старания не пройдут
даром, а результат занятий обязательно проявится.
v
С
детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься ежедневно.
v
Помимо
заданий, направленных на формирование лексико-грамматических категорий,
необходимо работать над развитием мелкой моторики, усвоением упражнений
артикуляционной гимнастики, а также развивать фонематическое восприятие,
позднее – связную речь.
v
Детям
с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю.
v
Не
переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!
v
Начинайте занятия с 3-5 минут в день,
постепенно увеличивая время.
Длительность занятия
без перерыва не должна превышать 15-20 минут, т.к. по истечении этого времени
внимание ребенка рассеется и он не будет способен к восприятию информации.
Некоторые дети не могут
сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален.
v
Если Вы заметили, что Ваш ребенок
переутомился, значит занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое
время.
v
Лучшее
время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.
v
Отложите занятия, если ребенок болен или плохо
себя чувствует.
v
Пользуйтесь
наглядным материалом!
Детям трудно
воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы
«Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами,
картинками.
v
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку.
Пусть он видит движения Ваших губ, запоминает их.
v
Не
употребляйте слово «неправильно»!
Поддерживайте все
начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него
правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите
его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».
Если же Вы строго
скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не
захочет с Вами общаться.
v
Во время занятий с неговорящими детьми
пользуйтесь просьбой «Покажи!».
Например, при изучении
темы «Одежда», попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д.
Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) будет расширяться
и накапливаться. Когда ребенок заговорит, эти слова появятся в его активе.
v
Не
забывайте поощрять ребенка!
Угостите малыша в конце
занятия конфетой или фруктами. Можно придумать свою систему оценивания (кружки,
звездочки, цветочки разных цветов).
v
Не используйте при оценивании деятельности
ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно»,
«недостаточно старался» и т.п.
v
Не бойтесь начинать!
v
Не бойтесь экспериментировать!
v
Пользуйтесь дополнительной литературой!
Хорошо также приобрести
муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых или резиновых игрушек
(животные, насекомые, транспорт, кукольная посуда и т.д.).
Лото различной тематики, разрезные картинки,
настольные игры и т. п.
Желаем
Вам терпения и успехов!
Учитель-логопед: Амельянчик Екатерина Владимировна,
ГОО «Кузбасский РЦППМС» Отделение «Надежда» НГО.