Интересный проект "Архивы-школе" http://rusarchives.ru/school/o-proekte.shtml
Федеральное архивное агентство
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)
при участии
Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ)
Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД)
Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД)
Архива Президента Российской Федерации (АП РФ)
представляют
пилотную версию интернет-ресурса «Архивы – школам»
В содержательной основе ресурса –
коллекция образов архивных документов, отражающих важнейшие моменты
отечественной истории и снабженных пояснительными текстами и системой
навигации.
Пилотная версия интернет-ресурса
«Архивы – школам», открытая на портале «Архивы России» в январе 2013 г.,
содержит образы документов по трем темам: «Движение декабристов», «Революция 1917 года», «Атомный проект в СССР».
В краткосрочной перспективе будет
происходить наполнение проекта образами документов, покрывающими весь
объем школьной программы отечественной истории.
Цель создания интернет-ресурса «Архивы – школам» –
показать школьнику и учителю важнейшие документы по истории России, их
внешний вид, способ исполнения (тип письма, почерк, способ
воспроизведения – писарская копия, машинописная копия, типографская
печать и т.д.), увязать рассказ об исторических событиях с
представлением о связанных с ними ключевых документах.
Большинство этих документов редко
покидает архивохранилища, изредка показывается на выставках, иногда
присутствует на книжных иллюстрациях (зачастую они небольшого размера и
не всегда хорошего качества). Подлинный исторический документ –
уникальный и хрупкий объект архивного хранения, который не может
выдержать частого и длительного экспонирования. К тому же такие выставки
физически доступны только жителям и гостям столичных городов. Создание
специализированного виртуального ресурса служит удачным вариантом показа
нашего документального наследия.
Особенность ресурса состоит в том,
что документы представлены не только цитатами и выдержками из текста, а
оцифрованными графическими образами, т.е. ресурс по сути является
виртуальной выставкой важнейших исторических документов.
Принципы организации ресурса:
наглядность, практичность, компактность. Пользование ресурсом должно не
только давать материал и иллюстративный ряд по изучаемой теме, но и
экономить время учителя, позволяя быстро найти материал к конкретному
уроку.
Разработчики исходят из того, что в
целом современные информационные возможности сети интернет позволяют
как учителю, так и любому интересующемуся историей человеку найти
солидный объем сведений по русской истории, включая оцифрованные тексты
крупнейших исторических трудов, основных энциклопедий и справочников,
классических и современных научных работ, статей из текущей научной
периодики, тематические сайты, аккумулирующие материал по того или иного
профиля, архивы телевизионных и радиоэфиров, богатый иллюстративный
ряд. Таким образом, имеющий доступ к сети интернет современный учитель
вряд ли нуждается в специальных ресурсах, объединяющих или дублирующих
имеющуюся в сети историческую информацию. Именно поэтому разработчики
делают ставку на показ образов документов, компактность ресурса и
привязку к конкретной цели – подготовке урока.
Документы подобраны и
систематизированы таким образом, чтобы: 1) служить наглядным
иллюстративным пособием во время урока; 2) давать учителю
вспомогательный материал при подготовке к уроку; 3) использоваться в
качестве задания для самостоятельной работы ученика. При желании учитель
может также воспользоваться материалами сайта как виртуальной выставкой
(например, просмотреть на итоговом или вводном уроке коллекцию
документов по программе за четверть, полугодие, учебный год) или
распечатать изображения для демонстрации в классе.
Представленные образы документов могут также служить пособием для подготовки к ЕГЭ.
Структура ресурса:
Документы ресурса объединены по крупным темам, отображающим основные
события и проблемы отечественной истории. Объем наполнения каждой темы
может варьироваться в зависимости от ее значимости и сложности. При
отборе документов составители руководствуются: их значением для данной
темы; визуальным разнообразием, позволяющим школьнику узнать о разных
типах и способах оформления документов (рукописи, черновики, писарские
копии, машинопись дореволюционного образца и советского времени,
телеграммы, частные письма на изящной почтовой бумаге и т.д.);
эмоциональной увлекательностью текста документа, который может быть
прочитан учеником и объяснить ему особенности исторических событий и
эпохи.
Документ сопровождается
пояснениями: точное название и дата документа; указание на место
хранения, способ воспроизводства, размер; краткий рассказ о
происхождении и особенностях представленного
подлинника/копии/экземпляра. Пояснения могут также касаться таких
внешних особенностей документа, как печать с кустодией, ведение
делопроизводства в виде столбцов, наличие парадного футляра или,
напротив, причин появления важного документа в виде записки карандашом
на клочке бумаги.
Документы сопровождаются
расшифровкой текста, т.е. набранным современным шрифтом текстом
документа или его фрагментов. Расшифровка полностью соответствует тексту
представленного изображения документа. Дизайн ресурса позволяет видеть
на экране одновременно оригинал документа и расшифровку текста, чтобы
школьник мог при помощи расшифровки прочесть документ или (в случае
трудночитаемых старинных типов письма) хотя бы попытаться это сделать.
Авторы проекта будут благодарны всем, кто посмотрит наш интернет-проект, за отзывы и пожелания. Для этого предусмотрен раздел «Обратная связь». Можете не сомневаться, что все высказанное в ней будет нами тщательно проанализировано и по возможности учтено.