Примеры
использования разных методов нравственного
воспитания в ДОУ, семье.
Для формирования
нравственных качеств личности ребёнка
дошкольного возраста в детском саду,
можно использовать следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с
детьми, воспитатели побуждают их думать
и говорить. Задавая им два - три вопроса,
дают ребятам высказаться. Это позволяет
педагогам понять, о чём дети думают, что
знают из личного опыта.
В группе проводятся
этические беседы - это плановые,
подготовленные занятия с детьми. Например
"Из какой я сказки ?", где на примере
героев сказок у детей закрепляются
представления о таких качествах человека,
как доброта, скромность, смелость,
показывая их в сравнении с отрицательными
качествами: жестокостью, злом, трусостью,
ленью.
С помощью воспитателя
ребята учатся справедливо оценивать
поступки своих сверстников, а подчас и
взрослых, учатся понимать, что можно, а
что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед:
"Будь всегда вежливым", "Что
хорошо, что плохо и почему", "Ваши
добрые поступки", "Чем можно
порадовать маму", "Что такое
дружба?", "Кого люди называют смелым"
и т. д.
2. Чтение и анализ
художественных произведений, например,
СухомлинскогоВ.А. "Почему Олечка не
сорвала цветок?", А. Кузнецовой "Мы
поссорились", К.Д.Ушинского "Умей
обождать", А.Барто "Помощница".
Эстетический фон занятиям создают
стихи, загадки, песни, включённые как в
основную часть, так и в дополнительную
работу с детьми. Литературный материал
незаменим в нравственном воспитании
ребёнка, поскольку детям легче оценивать
поведение и поступки других, чем свои
собственные. Для всестороннего развития
личности мы включаем детей в различную
деятельность, связанную с художественной
литературой. Например, ребята создают
свои рисунки по мотивам сказок, рассказов,
организуем выставки работ.
3. Игра. Известно, что в
дошкольном возрасте наиболее близкой
и понятной для ребёнка деятельностью
является игра. В работе с детьми
используются коллективные игры-занятия
, игры-упражнения, игры-инсценировки,
игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При
помощи игры можно решать самые разные
коррекционные задачи: одна и та же игра
для одного ребёнка может быть средством
преодоления страха, повышения самооценки;
для другого - средством оказания
тонизирующего эффекта, для третьего -
школой развития нравственных чувств,
гуманных отношений со сверстниками.
Такие игры и упражнения:
-
направленные на
развитие способностей детей познавать
себя и других людей ( "Волшебные
камешки", "Ласковые дети",
"Ладошки", "Назови себя",
"Волшебный стул", "Подарок другу"
).
-
направленные на
развитие эмоциональной осведомлённости:
("Цветовое настроение", "Маски",
"Мы артисты" )
-
направленные на
овладение детьми невербальными
средствами общения: "Угадай кто я",
"Зоопарк", "Скульптор", "Где
мы были вам не скажем, а что делали -
покажем" ).
-
направленные на
овладение детьми вербальными средствами
общения : ("Подари цветок", "Молчанка",
"Большой разговор", игра интонациями).
-
направленные на
овладение правилами пользования речью
в различных социальных ситуациях: (
"Разговор по телефону", "Как нам
быть", "Как с тобой разговаривают").
4. Наблюдения за
деятельностью педагога в процессе игр,
занятий, труда. Улыбка воспитателя,
кивание или покачивание головой, контакт
взглядом, мимикой, совместные с ребенком
действия при выполнении неприятного
задания, совместная деятельность
(конструирование, лепка, раскрашивание
и т.п.), выслушивание, смех над шутками
ребенка - все это оказывает влияние на
формирование нравственных качеств
личности ребенка.
Всю эту работу по
развитию у дошкольника нравственных
качеств можно вести вместе с родителями
: сообщаем им о достижениях и проблемах
детей, консультируемся с ними об
индивидуальных особенностях каждого
ребёнка, выявляем происхождение
тормозящих развитие факторов, обучаем
самих родителей приемам и методам
нравственного воспитания в семье.
С целью установления
тесных контактов с семьёй, для обеспечения
единства в воспитании нравственной
культуры используют следующие методы:
-
общие и групповые
родительские собрания;
-
консультации;
-
посещения педагогом
семей своих воспитанников;
-
дни открытых дверей;
-
папки-передвижки,
стенды в родительских уголках групповых
помещений.
Программа нравственного
воспитания дошкольников является
своеобразным стержнем, вокруг которого
целесообразно строить весь процесс их
обучения. Воспитатель ежедневно
устанавливает душевную связь с ребёнком.
Если это достигнуто, то ребёнку легко
учиться, легко общаться, легко жить в
коллективе. И только тогда воплощаются
мудрые слова : "Воспитатель, который
не сковывает, а освобождает, не ломает,
а формирует, не подавляет, а возносит,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
переживает вместе с ребёнком много
вдохновенных минут".
|