|
Пушкина Ксения Александровна
Кризис трёх лет
|
|
|
| Кризис трёх лет
Советы психолога
Этот кризис, как и любой другой, проявляется, прежде всего,, в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку. Он отдаляется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения. Что происходит болезненно как для самого ребёнка, так и для родителей, которые в это время должны быть особенно
терпеливыми.
Кризисные явления проявляются, во-первых, в негативизме-неприятии требований или просьб взрослых, в стремлении всё сделать наоборот. Раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действия соответствовали его желанию. В период кризиса ребёнок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредствен-
ному желанию. Его поведение определяется не этим желанием, а отношениями с взрослым: он хочет продемонстрировать взросло-
му свою самостоятельность, а поэтому поступает вопреки своему
желанию и его требованиям. Эта возрастающая самостоятельность
ребёнка - важное завоевание, которое пока болезненно, но после
кризиса оно примет нормальные формы.
Вторым болезненным явлением этого периода является
упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что это ему
очень хочется, а потому, что это он сам высказал и требует, чтобы
взрослые с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребёнка следует соглашаться и их выполнять, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать ребёнку остыть,
а уже потом спокойно объяснить своё решение.
Стремление к самостоятельности может проявиться у ребёнка в строптивости, в резком, а иногда и грубом выражении своего недовольства взрослыми и их действиями. Это стремление
проявляется часто в своеволии. При этом стремление ребёнка всё делать по-своему не соответствует его возможностям, что может привести к печальным последствиям, если вовремя не остановить ребёнка. Это надо сделать спокойно, не устраивая скандала.
Важно избежать в этот период частых конфликтов.
Однако ни в коем случае нельзя идти на поводу немотивиро-
ванных желаний ребёнка, иначе он может стать деспотом
по отношению к родителям, он начинает проявлять свою власть
над окружающими его взрослыми, грозя очередным конфликтом.
И в тоже время нельзя противопоставлять упрямству и своеволию
ребёнка своё упрямство и своеволие.
Все указанные выше болезненные явления при разумном
отношение к ним родителей пройдут, а завоеванная ребёнком самостоятельность останется, что будет важным шагом на пути
его развития.
Советы из книги Психология воспитания, автор Л.М. Фридман
8 правил смягчения кризиса 3 лет у детей
1. Спокойствие, только спокойствие.
Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы, Вы (из вас двоих) единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок может решить утроить истерику неплохой способ на Вас воздействовать.
Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.
Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Раньше было позволено практически все, теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.
2. Положительное отношение залог успеха
Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните Ваш ребенок не плохой, он просто не умеет себя вести верно, в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.
3. И опыт сын ошибок
Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не буд
|
|
|
|