Интервью с учителем истории - Сергей Владимирович Кривошта
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Сергей Владимирович Кривошта


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Сергей Владимирович Кривошта / Блог / Интервью с учителем истории


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (15)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 ноября 2012, 09:29, автор - хозяин блога
Сергей Владимирович Кривошта

Интервью с учителем истории

"Сначала надо насытить глаза, потом уже уши" (интервью)


По окончании напряженного летнего сезона учитель истории, а по совместительству экскурсовод нашей компании - Суханов Леонид Сергеевич, экскурсовод 1-ой категории, методист, член рабочей комиссии по аккредитации экскурсоводов Городской туристско-информационный центр (СПбГУ «ГТИЦ»), учитель истории школы № 608 Кировского района Санкт-Петербуга, экскурсовод компании «Невский тур primo» дал интереснейшее интервью, в котором помимо всего прочего очень часто встречается слово «любовь». Оказывается без этого чувства в данной профессии делать точно нечего. 

3550841-349fe2014dcaefcf.jpgЛеонид Сергеевич, какими необходимыми качествами (помимо профессиональных) должен обладать экскурсовод? Каких экскурсоводов любят туристы?
- Туристы любят хороших экскурсоводов. Но как определить хороший или нет экскурсовод - вопрос. И у каждого своя шкала измерения. Я считаю, что главное качество экскурсовода - любовь к городу, к своей профессии, к людям. Любовь, но не фанатизм в разных вопросах нашей работы, не подобострастие. Человек, который представляет столь величественный город, должен быть адекватен. Сегодня много людей, которые пришли в профессию с одной целью - заработать, часто бывает, что они и не задумываются о сути и назначении нашей работы. Поэтому, возможно, что главное качество, кроме всех профессиональных адекватность и неиссякаемое желание показать туристам наш город, влюбить, как говорят сами же гости города, в Петербург.

Каких туристов любите Вы? Есть ли различия в предпочтениях и восприятии туристом из разных регионов страны и ближнего зарубежья экскурсионных программ и маршрутов? (Скажем, туристы из Вологды больше любят вот это, а из Мурманска что-то иное). Можно ли проследить такие интересные взаимосвязи?
- Я... Я люблю туристов таких же, как туристы любят экскурсоводов - хороших. Опять - как определить? Туристы разные, и каждый профессиональный экскурсовод или гид-переводчик должен уважать туриста из любого региона. Но сегодня как никогда, чувствуется разница между регионами. Но если раньше различия были географическими, то теперь исключительно материальные: нефтяные регионы и аграрные - большая разница. Одни могут ничего не воспринимать, главное для многих теперь «звёздность» гостиницы, что, безусловно, важно, а другие воспринимают все, всем восхищаются и все интересно. Но не потому что они ничего не знают, потому что их современная экономическая ситуация не уничтожила, как людей думающих, интересующихся. Как Вы думаете с кем интереснее работать? У меня несколько раз за сезон бывают группы из Йошкар-Олы. Когда я первый раз с ними работал, во время обзорной экскурсии у меня было ощущение, что все спят, ибо слышно было меня и шум мотора автобуса, оборачиваюсь - слушают, смотрят, чуть ли не дышат через раз. Последнее время туристы все меньше задают вопросы о городе, истории, литературе, о прошлом, настоящем и будущем. Единственный вопрос, который звучит очень часто - о настоящем - сколько стоят в Петербурге квартиры. Вот так меняется турист.

Несмотря на то, что Вы очень молоды, в туризме работаете довольно давно. Как меняется внутренний туризм в Петербурге? Есть ли качественные изменения?
- Несмотря на возраст (к 28 годам 16 лет стажа экскурсовода), я помню, как говорится, еще те времена в туризме. Главные изменения в туризме, как в любой сфере услуг - взлеты и падения. Сейчас, как мне кажется, внутренний туризм Петербурга на подъеме. Касательно качественных изменений... Народ меньше стал интересоваться некой кулуарностью истории, темы экскурсий "Любовь и корона" и "Мистический Петербург", к счастью, отходят на второй план. В одном отзыве туристов была просьба больше рассказывать о 1917 годе, спортивной жизни города. Я помню, была такая экскурсия "Спортивный Ленинград", сегодня, когда строятся новые спортивные объекты, мне кажется возрождение такой темы очень актуальным. Люди потянулись от "клубнички" к истории, фактам, к информации о развитии города. И это прекрасно. Ведь задача экскурсовода не работать на потребу дня, а тянуть уровень знаний, интересов, культуры экскурсантов выше. Еще одно важное изменение - меньше фирм-однодневок. На рынок выходят более серьезные компании, контролирующие качество обслуживания.

Какие свои экскурсии Вы считаете наиболее интересными и яркими?
- Я одинаково плохо работаю! (улыбается). Я очень люблю водить войну, как говорят у нас в профессии, люблю трассовые экскурсии - Новгород, Выборг, Старая Русса и т.д. На трассе масса возможностей за 3 часа раскрыть чуть ли не всю историю государства российского, привязав все это к конкретным объектам показа. Все люблю водить. Люблю профессию, люблю город, поэтому всегда, положив микрофон, хочется взять поскорее его вновь. А самая яркая, наверное, ночная по городу. 

Что посоветуете непременно посетить туристу, который первый раз приехал в Петербург? 
- Пискаревское кладбище. Не с вокзала, конечно, туда ехать, но выбрать турфирму, которая предлагает обзорную экскурсию по Петербургу с посещением мемориала, как это было всегда. В Петербурге-Ленинграде обязательно нужно поклониться тем, кто пал, защищая великий город. Подвиг ленинградцев в том, что не себя спасали, спасали город. А уже потом спасенный ленинградцами Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, крейсер Аврору, воссозданный Петергоф, Петергоф обязательно - его фонтаны бесподобны. Для первого приезда в Петербург, думаю, достаточно.

Зачем вообще нужен экскурсовод в наше суперинформационное время, есть интернет (причем уже даже у нас довольно мобильный – I-Pad'ы, I-phon', прочие коммуникаторы), всё всем доступно. Экскурсовод – это пережиток прошлого? Или он для ленивого туриста? Как поменялись функции экскурсовода в 21 веке?
- Ведь экскурсовод не ретранслятор. Главная задача экскурсии - показать!!! Как говорил наш великий экскурсовод, ныне покойный, Сергей Сергеевич Бортин, "сначала надо насытить глаза, потом уже уши". Это правило я усвоил от своего первого и главного педагога по профессиональному мастерству Наталии Васильевны Щегровой, которой всегда благодарен за то, что она дала мне профессию. Экскурсовод знает, что и как показать, да и что рассказать из всего объема информации. Никакие технические средства не могут показать город, только рассказать о нем. И очень важно - живое общение, которое может влюбить в город, о чем мы уже говорили. Вряд ли современные средства смогут это сделать лучше человека, всей душой любящего свой город.

Леонид Сергеевич, поскольку Вы работаете еще школьным учителем истории, хотим спросить вот еще о чем: можно ли утверждать, что подобно тому, как иностранные языки легче запоминаются и усваиваются с полным погружением в языковую среду, то и курс отечественной истории наверняка интереснее, полезнее и проще для школьников запоминать с применением экскурсий, что называется на местности? Ведь Санкт-Петербург это фактически уникальный огромный музей истории Российской Империи?
- Да! Другого мнения быть не может. Конечно, можно историю, даже историю Петербурга изучить, не выходя из школы. Но нельзя не использовать потенциал города. В школе, где я работаю в прошлом году мы проводили семинар "Потенциал петербургской культуры в дополнительном образовании". Но ведь еще больший потенциал в основном образовании. В Петербурге можно вести экскурсии в соответствие с программой по литературе, истории, истории города, мировой художественной культуре, музыке, биологии, астрономии, химии, физике и еще ряду предметов. Как прекрасно, изучив роман Ф.М. Достоевского, увидеть кварталы, где разворачивается действие романа, увидеть дом, где писатель создал это "самое петербургское произведение русской классической литературы". Говоря о творчестве русских или зарубежных живописцев посетить русский музей, Эрмитаж, академию Художеств, усадьбу Репина "Пенаты". Прекрасные лаборатории наших научных институтов и университетов всегда рады предоставить возможности для проведения опытов, для знакомства с их коллекциями, которые собирались веками. Ведь экскурсия не заменит урок, но и не должна быть только развлечением, экскурсия - прекрасная иллюстрация к материалу учебной программы, прекрасная возможность дать дополнительный материал. Петербург - кладезь в этом смысле.


Если это так, какие экскурсии Вы могли бы порекомендовать для учащихся и школ?
Если, несколько примеров, то это вся литературная тематика - А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский в Петербурге, Поэты Серебряного века и другие. Обязательно военная тематика. Для школ с художественным уклоном - искусствоведческие и архитектурные темы. Хочу сказать, что подбор тем для каждого конкретного класса индивидуален. Темы важно выбирать осознанно. Обоснованием выбора для учителя не должна стать мысль "а вот здесь я еще не была или давно сюда не ездила". Детям должно быть интересно и понятно, что будет говорить экскурсовод, более того, у школьника д.б. мотивация. Зачастую эта мотивация - конкретные задания по теме экскурсии. Поэтому я всегда призываю своих коллег (учителей) как можно чаще включать экскурсии в план внеклассной работы по предмету и в план воспитательной работы с классом. Прекрасно знаю, что сегодня учителям тяжело работать в силу массы причин, в т.ч. невысокого культурного уровня школьников, но, мне кажется, что приобщение детей к прекрасному должно быть в помощь.




ОБСУЖДЕНИЕ


Вадим Иванович Мелешко2012-11-26 13:32:41 - Вадим Иванович Мелешко
Слово `любовь` встречается в тексте всего 3 раза. Это действительно очень много!
Наталья Васильевна Вострикова2012-11-26 13:43:13 - Наталья Васильевна Вострикова
Спасибо, Сергей Владимирович, мне было интересно почитать.
Сергей Владимирович Кривошта2012-11-26 13:57:10 - Сергей Владимирович Кривошта
Ну для кого как. Для редактора ворда, наверное, не самое частовстречающееся слово. Но бывает важно не количество, а качество. А если в интервью вы не чувствуете, что оно дано с любовью к профессии - ну значит не почувствовали. Ничего страшного))) Бывает.
С таким подходом в поэме Пушкина `Медный всадник` вы тоже его не найдете, потому что он там именно в таком словосочетании не упоминается))))
Инна Владиленовна Панченко2012-11-26 13:57:35 - Инна Владиленовна Панченко
Спасибо! Для меня тема актуальна - в этом году дважды возила своих учеников в Петербург. Во время экскурсий встречались с разными экскурсоводами, было что сравнивать: в основном, везло на профессионалов с горящими глазами, не уставшими от эмоций. Конечно, были и другие, что очень жаль, не для этого ехали через всю страну. Всё познается в сравнении.
Сергей Владимирович Кривошта2012-11-26 13:58:27 - Сергей Владимирович Кривошта
Наталья Васильевна, очень приятно. Вам спасибо.

Инна Владиленовна, это точно, хороших экскурсоводов днем с огнем, как говорится. Особенно в летний сезон и сезон каникул. Но в целом я так понял, что все-таки они у вас были и о Петербурге осталось больше положительных эмоций? Хорошо бы не только эмоций (у школьников), но и новых знаний))))
Елена Анатольевна Саяпина2012-11-26 14:13:57 - Елена Анатольевна Саяпина
Мечтаю побывать в Питере. А это кусочек нашего города
-
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Сергей Владимирович Кривошта2012-11-26 14:19:24 - Сергей Владимирович Кривошта
Елена Анатольевна, приезжайте! Петербург ждет!
А Омск тоже красивый город, судя по фото!
Елена Анатольевна Саяпина2012-11-26 14:22:13 - Елена Анатольевна Саяпина
Это цирк, а на переднем плане - часы у кукольного театра.
А в Питер появилась возможность приехать, с недавних пор сын там служит!
Сергей Владимирович Кривошта2012-11-26 14:33:15 - Сергей Владимирович Кривошта
Ну будете у нас на Колыме))) Все покажем, все расскажем)))
Инна Владиленовна Панченко2012-11-26 14:34:59 - Инна Владиленовна Панченко
Знания чаще всего закрепляются через эмоциии, чувства. Что пережито, то `присвоено`. Поэтому, как филолог, стараюсь погрузить учеников в `прочувствованное` познание. Сейчас мы изучаем творчество Пушкина и 8, и в 9 классе. Те, кто был в Петербурге, совершенно иначе воспринимают меня на уроке. Узнавание, отклик! А тема `Пушкин в Лицее`! Как о себе рассказывали. А `Медный всадник`! Нам повезло, потому что мы ездили целенаправленно знакомиться с Петербургом Пушкина.
Валентина Валентина Валентина2012-11-26 14:35:16 - Валентина Валентина Валентина
Очень давно не была в Питере! А в Шлиссербурге никогда! Тема блога актуальная, туризм на Байкале только ведь начинается, Сергей Владимирович!
Сергей Владимирович Кривошта2012-11-26 14:47:52 - Сергей Владимирович Кривошта
Инна Владиленовна, согласен полностью, эмоциональная окраска очень важна, даже, наверное, имеет определяющее значение. Т.е. ученик если что-то пережил (не важно положительное чувство, отрицательное - здесь конечно не про Пушкина, а например, про Распутина) он обязательно свое переживание рано или поздно реализует в интересе к изучаемому явлению. Пушкин - Пущину)))
`Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима!`

Валентина Дагбаевна, Байкал зовет?! Очень хочется побывать. Когда лучше? Зимой? Летом?
В Шлиссельбург конечно лучше летом, это крепость, она расположена на острове, поэтому зимой не добраться, если только по льду))) Самая страшная тюрьма царского режима, политические заключенные, народовольцы, там расстрелян брат Ленина, да много там интересностей. Плюс конечно нельзя не совместить это поездку с экскурсией, посвященной подвигу советского народа - это прорыв блокады Ленинграда (именно там произошел), Невский пятачок, Синявинские высоты, в общем история там на каждом клочке земли. Всего в 30 км от Петербурга.
Валентина Валентина Валентина2012-11-26 16:04:18 - Валентина Валентина Валентина
Как интересно! Спасибо. На Байкале отдыхать лучше летом,только вода для купания в июле всего 10, в начале августа лучше.
http://www.baikaltravel.ru/ Загляните и на мою страничку
http://www.proshkolu.ru/user/valentinaradnaeva/folder/130548/ прочитайте еще мои блоги на эти темы
Сергей Владимирович Кривошта2012-11-26 16:26:52 - Сергей Владимирович Кривошта
Спасибо.
Татьяна Владимировна Кузнецова2012-11-28 08:51:33 - Татьяна Владимировна Кузнецова
Спасибо, почитала статью и комментарии с большим интересом.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу