Ещё вчера, человек, знавший 2 - 3 иностранных языка, большинству людей в нашей стране казался, ну, очень умным, а умение говорить на 6 - 8 языках – было признаком гениальности. Сегодня же отношение к полилингвизму в корне изменилось: знание 2-3 иностранных языков стало нормой жизни, преимуществом, которое обеспечивает престижную работу, возможностью путешествовать по миру. А полиглотов – людей, владеющих многими языками, воспринимают уже не как что-то диковинное, а как нормальное явление, затребованное временем. По мнению специалистов, изучающих феномен полиглоссии, людей, которые не в состоянии выучить 2 - 3 иностранных языка, не существует. Не может такого быть, скажете вы, большинство из нас учило иностранный язык в школе, а некоторые даже два, а разговаривать на нем свободно не могут. И будете правы. Действительно, большая часть выпускников общеобразовательных школ, на пороге выпуска не могут похвастаться знанием иностранного языка на том уровне, чтобы вести свободный диалог с носителем языка. И это при том, что 10 лет ребенок зубрил язык, получал оценки, читал тексты и выполнял всевозможные задания. А в итоге, кроме отметки в аттестате, ничего не может свидетельствовать о том, что иностранный язык учеником освоен. Хотя для того, чтобы выучить любой язык, на уровне свободного общения, понадобится не больше 3 - 4 месяцев. В чем же причина такого низкого качества знаний, которые дает школа. На самом деле, образовательные стандарты предполагают знание языка на достаточном для общения, переписки и просмотра фильмов и телепередач уровне. Однако на деле похвастаться языковыми навыками школьники не могут и причин тому несколько:
1. Объективная причина, которая заключается в следующем: русскому человеку овладеть английским или немецким языками бывает достаточно сложно из-за существенных грамматических и лексических отличий, тогда как немцу английский дается легко, так как эти два языка находятся в одной языковой группе, а значит, во много схожи.
2. Бюрократизм школы, который подменяет реальное выполнение программы, формальным прохождением материала. В итоге на бумаге ученик получает все необходимые знания, а в реальности ему преподается предмет, который не погружает в языковую среду, а в общих чертах, на правилах и скучных текстах знакомит с языком.
3. Методически неграмотное построение системы обучения иностранному языку, по принципу: учить всему подряд. Знаменитый персонаж Шерлок Холмс говорил:
«Человеческая голова вР‚" это чердак, и многие люди забивают его всякой ерундой. А потом, когда им необходимо достать что-то нужное, оно запрятано так далеко, что до него не добраться». Именно по такой схеме строится методика обучения иностранному языку в школе. Ученику дается много не нужной информации, и в этом ворохе знаний отсортировать «зерна от плевел» зачастую практически не реально.
Можно еще долго критиковать школу, оправдывая тем самым свое незнание иностранного языка на должном уровне, однако истина заключается в следующем: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего».
Стратегия изучения иностранных языков
Если школьная концепция изучения иностранного языка, не дала положительных результатов и с треском провалилась, не отчаивайтесь, а берите бразды обучения в свои руки.
На начальном этапе необходимо иметь четкую мотивацию, например, я хочу выучить язык, потому что:
-
мне нужна престижная работа;
-
я планирую отправиться в путешествие;
-
предмет моего обожания говорит на другом языке и чтобы понимать друг друга одного языка любви недостаточно;
-
для успешного развития бизнеса мне просто необходимо знание языка и т.д.
Следующим шагом станет избавление от страха перед иностранным языком. Психологи утверждают, что большинство взрослых людей имеют стойкое убеждение, что выучить язык быстро и качественно они не смогут, другими словами у них присутствует так называемый языковой барьер. При этом большинство полиглотов уверены: даже человек, не отличающийся феноменальной памятью, на протяжении всей жизни способен выучить до 6 языков, соблюдая простые правила, а именно:
1. Занимайтесь регулярно, но не продолжительно. Так, на много эффективнее заниматься каждый день по часу, чем один раз в неделю, но 7 часов. Если у вас нет возможности выделить в течение дня час на занятия, посвящайте этому по 15 минут четыре раза в день. Это может быть время, когда вы едете на работу, и обратно домой, перерыв на обед или вечерний релакс.
2. Преобразуйте учебный материал в удобные формы. Это могут быть таблицы, стишки, слова, тексты. Носите их всегда с собой и при любом удобном случае повторяйте учебный материал, пока он не дойдет до автоматизма. Именно компактность материала является основой его успешного запоминания.
3. Основа крепких знаний – практический опыт. Как говорит народная мудрость: «Стоя на берегу, плавать не научишься». Используйте любую возможность, чтобы попрактиковаться в языке. Не бойтесь быть смешным и сказать неправильно слово или фразу. Практикуйте «День языка», в этот день общайтесь с друзьями только на иностранном языке или мысленно переводите все что слышите или читаете. Помните: «тяжело в ученье, легко в бою».
4. Читайте книги – в них истинное знание. Чтение книг на изучаемом языке, сослужит вам хорошую службу. Писатель Павленко П.А. говорил: «Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». Старайтесь выбирать простые тексты, не паникуйте, если что-то не смогли перевести. Смотрите фильмы и передачи на изучаемом языке, и не беда, если поначалу вы мало что будете понимать. Привыкайте к языку, погружайтесь в языковую атмосферу.
5. Свободное время посвятите изучению языка. Едите ли вы едете в транспорте или сидите в очереди к врачу – используйте свободное время, чтобы поупражняться в языке. Интересуйтесь культурой народа, язык которого вы изучает. Выберите благоприятный момент и съездите в ту страну, чтобы пообщаться непосредственно с носителями языка. Не имеете возможности путешествовать, тогда в интернете познакомьтесь с человеком, для которого изучаемый вами язык будет родным, и начните с ним переписываться. Желательно, чтобы это был человек той же профессии или со схожими интересами.
6. Верьте в себя, не стесняйтесь прибегать к посторонней помощи и тогда все получится. Ваша вера творит чудеса, однако, используя уже наработанные знания и опыт, вы сможете продвинуться в изучении языка значительно быстрее. Один из уникальных методов интенсивного обучения иностранному языку представлен на телеканале «Культура» в интеллектуальном реалити-шоу «Полиглот».
5 великих полиглотов мира:
Ну, и в качестве мотивационного бонуса, хотелось бы представить список самых известных полиглотов, не восхититься которыми не возможно:
Джузеппе Каспар Меццофанти (1774-1849 гг.) – хранитель библиотеки в Ватикане. Достоверно известно, что он переводил со 114 языков, на 60 свободно говорил, писал стихи на 50 языках мира.
Расмус Кристиан Раск (1787вР‚"1832) – датский языковед, по данным Википедии, знал более 200 языков, каждый новый язык учил в течение шести недель.
Иштван Даби – венгерский писатель и переводчик, интерес к литературе и культуре разных стран побудил его выучить 103 языка.
Вилли Мельников – российский ученый, молекулярный биолог. О себе он говорит: «В отношении языков, я - бабник». На его счету 103 иностранных языка, на которых он говорит и пишет стихи.
Дмитрий Петров – психолингвист, синхронный переводчик, полиглот. Он владеет 30 языками, 10 из которых преподает. Его профессиональное кредо: «Неспособен к языкам тот, у кого нет повода». Именно с методикой обучения этого уникального человека у вас была возможность познакомиться в программе «Полиглот».
P.S. А.П. Чехов говорил: «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек
».