Муниципальное казенное
образовательное учреждение «Лицей»
г.Калачинска
Омской области
Конспект урока русского языка
«Подготовка к
сочинению-рассуждению
по тексту Ю.Яковлева «Багульник»
(ГИА С2.2.
9 класс)
Подготовила:
учитель
русского языка и литературы
высшей категории
Майер Елена Николаевна
г.Калачинск- 2011
Тема урока: Подготовка
к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева
«Багульник» (ГИА С2.2.
9 класс).
Цели:
Образовательные:
- научиться видеть, как автор текста развивает
основную мысль;
- научить излагать собственные мысли в небольшом по
объему сочинении – рассуждении
на основе
предложенной фразы;
- научить подбирать доказательства, примеры;
Воспитательные:
- на основе текста Ю.Яковлева
сформировать представление
об удивительных
свойствах человеческой души
;
- учиться видеть за непривлекательной внешностью
человека его внутреннюю красоту.
Развивающие:
- продолжать формировать у учащихся навыки работы с
художественным текстом;
- способствовать развитию критического
мышления
учащихся, необходимого
не только в учебе, но и в обычной жизни.
Использованная
технология:
технология
развития критического мышления.
Приёмы
технологии критического мышления:
синквейн,
таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения,
чтение с остановками,
6 шляп критического
мышления.
Оборудование:
Шесть шляп (соответственно
группам уч-ся), текст
рассказа
Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни
«Багульник».
Ход
урока
I.
Стадия вызова.
1) Ребята,
я вам предлагаю
синквейн
без первой строчки:
Слайд №2
1.______________
2. человеческая, разная
3. болит, страдает, радуется
4. есть у
каждого человека
5. характер
-
Определите первое слово синквейна
(душа).
- Как вы думаете, о чём будет
сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её
удивительных свойствах).
- Как вы думаете, актуальна ли эта тема?
Почему?
2)
Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». (
Приложение №1).
Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу
таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные
исторические сведения, предположения).
3)
«Верные – неверные утверждения
»:
Слайд №3
1.
Глядя на человека,
всегда можно определить, какая у него душа.
2. Чтобы определить,
какая у человека душа, нужно с ним
пообщаться.
3. Красота человеческой души всегда
видна окружающим.
4. Лучшие стороны человеческой души
могут раскрыться окружающим неожиданно.
(обсуждение)
4)
Таблица
«Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы
(что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).
- Какова же
будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое человеческая
душа, как можно её разглядеть).
- Сегодня мы
познакомимся с отрывком из рассказа
«Багульник»
Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и
юношества.
Слайд №4
5) Работа с
текстом. Чтение текста с остановками.
(1)Он вызывающе
зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и
снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках.
(4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
- Поделитесь
своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как
вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»?
(5)Он принес в класс пучок тонких
прутиков и поставил их в банку с водой.
Слайд №5
(6)Все
посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.
(7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.
- Вопрос -
прогноз
по поводу
развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(9)И
однажды веник зацвел.
Слайд №6
(10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек
прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали
кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый
запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! - буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на
уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя
тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое
слово приходится вытягивать клещами.
- Вопрос -
прогноз
по поводу
развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(19)Когда
багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что
он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что
каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову
выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
- (Звонок)
Итак, звенит звонок.
-
Вопрос
- прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете,
куда?
(24)Его видели
на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал
никто...
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.
- Вопрос -
прогноз
по поводу
развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?
(27)Во дворе она
увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его
хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На
балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил
ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда
Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая
лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и
стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили
собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели.
(36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и
слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся...
(40)- Я болею... не волнуюсь...(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда
его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только
очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся...
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.
- Вопрос - прогноз
по поводу развития сюжетной линии в
отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?
(49)Женечке
захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил,
выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим
учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь
он менялся на ее глазах, как веточка багульника...
-
Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к
«верным
– неверным утверждениям»:
Слайд №7
1.
Глядя на человека, всегда можно
определить, какая у него душа.
2. Чтобы определить,
какая у человека душа, нужно с ним
пообщаться.
3.
Красота человеческой души всегда
видна окружающим.
4. Лучшие
стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.
(обсуждение)
1)
Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам
человека совершенно не таким, каким его представляли?
- Вспомните, что помогло вам сделать это
открытие?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали при
этом?
II
. Стадия
осмысления.
Объясните,
как вы понимаете смысл финала текста:
«
Женечке
захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил,
выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим
учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он
менялся на ее глазах, как веточка багульника...»
Чтобы выполнить
это задание,
я предлагаю
вам поразмыслить над характером главного героя
разными способами, т.е. поразмышлять в
«6 шляпах критического мышления».
1 группа –
белая шляпа
(объективный наблюдатель
):
Слайд №8
Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без
субъективных оценок.
–
О ком
текст?
Что мы
узнали о главном герое? Каким вы его представляете?
2 группа –
красная шляпа
(эмоциональный наблюдатель):
Слайд №9
Высказать свое непосредственное
читательское восприятие текста, героя,
назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с
героем.
Какие чувства вызвал рассказ и
главный герой? Почему?
3
группа – черная шляпа (взыскательный критик):
Слайд №10
выявление противоречий, недостатков,
негативных сторон характера, поступков.
- Кем считали Косту в классе? Почему?
- Объясните, как
вы понимаете слово
«молчальник»?
Как вы относитесь к подобным людям?
Почему?
Найдите значение этого слова
в словарях.
Какие из значений подходят к Косте? Почему? (
Молчальник
– нелюдимый
-
скрытый - никто не знает, что у него на уме - вызывал раздражение –
думают, что плохой -
неинтересный
человек).
4 группа –
желтая шляпа
(позитивная):
Слайд №11
Выделение позитивных сторон характера,
поступков
Косты, аргументирование.
Подберите прилагательные - определения
к его поступкам, к характеру. Сравните
поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше
время нуждается в таких людях?
Почему?
Какое из перечисленных определений подходит к
характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите
значение
этого слова в толковом словаре.
(
Коста – волшебник; кормил собак –
выгуливал собак – поддерживал веру в человека
- милосердный).
5 группа – синяя шляпа
(философская):
Слайд №12
5
п
оиск обобщающих параллелей, общие выводы,
полученный
урок.
1) Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.
2) Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
- Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений.
Что общего между этими
стихотворениями
и
рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя
получили после знакомства с Костой?
6 группа – зеленая шляпа
(творческая):
Слайд №13
поиск новых граней в изученном материале.
- Почему же писатель назвал произведение
«Багульник»? Как можно соотнести название рассказа
с героем? Почему? Предположите, что будет
дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.
(Косту
можно сравнить с багульником. Красота
багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика
раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).
2)
Р
абота в группах.
Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо
звучит запись
песни «Багульник»)
3)
Выступление групп
(по
одному представителю).
III
. Рефлексия.
1) Итак,
ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2). Напомню задание.
Объясните, как
вы понимаете смысл финала текста:
«
Женечке
захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил,
выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим
учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он
менялся на ее глазах, как веточка багульника...»
2)
Вспомним
композиционные части сочинения-рассуждения:
Тезис, первый аргумент,
второй аргумент, вывод.
3)
Работа над частями сочинения-рассуждения:
1 абзац – все вместе в
группе
(зачитываем, обсуждаем).
2и 3 абзацы – каждый пишет сам
(зачитываем, обсуждаем).
4 абзац – группой
(зачитываем, обсуждаем).
Примерное
сочинение уч-ся.
(Приложение №2).
2)
Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».
Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу
таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.
- Что на уроке показалось вам
интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
-
Какие предположения подтвердились?
-
Над чем стоит поразмышлять в
дальнейшем?
Домашнее задание:
доработать
сочинение.
Приложение №1.
Знаю – Хочу узнать – Узнал.
Что я знаю
|
Что я хочу узнать
|
Что я узнал
|
|
|
|
Самооценка:
|
|
Приложение №2.
Примерное
сочинение учащихся.
С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала
текста: «
Женечке
захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил,
выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим
учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он
менялся на ее глазах, как веточка багульника...»
В последнем
предложении текста Ю.Я.Яковлев
сравнивает
Косту
с веточкой багульника неслучайно.
Лучшие стороны человеческой души могут
раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела
человека. Точно так,
как неожиданно
расцветает пучок тонких прутиков багульника.
Одноклассники относились к неразговорчивому и
скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки
Коста
вызывал
неприятные чувства (
предложения
2 ,
18).
Удивление и любопытство
появились в отношении к Косте после того, как расцвели веточки багульника
(предложения
19, 20).
Проследив за своим учеником,
стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, учительница
сделала для себя неожиданное открытие:
оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и
собакам (
предложения 27 – 48).
Женечка
поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и
подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце. Именно
поэтому Женечке оказалось трудно подойти к Косте, наверно, она чувствовала себя
виноватой, что не смогла разглядеть душу своего ученика.
Таким образом, можно сказать, что
красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и
учительницей так
же неожиданно, как
красота багульника.
Список используемой
литературы:
1. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ГИА-2011: Экзамен в
новой форме: Русский язык. 9 класс.- М.: Астрель, 2011.
2.
uchimcauchitca.blogspot.com
›
(задание С2.2)
4.
lingsoch.ru
›
articles26-144.html
5.
resolventa.ru
›
data/dgiarus/d101211.pdf
6.
www
.
fipi
.
ru
.
7.
ru.wikipedia.org
›
wiki/
Яковлев
Яковлев — Википедия
|