Урок русского языка 11 класс
Тема:
Коллективное сочинение при подготовке к ЕГЭ
(часть С).
(Слайд
№1)
Тип урока:
комбинированный с использованием
ИКТ.
Вид урока
: урок практической работы.
Форма деятельности на уроке:
фронтальная работа, работа
в группах.
Оборудование:
презентация к уроку, раздаточный материал (
Приложение
№ 2,3), листы учёта знаний, умений и навыков
(Приложение №4).
Обучающие
цели урока:
-
коррекция и
совершенствование
написания
всех частей сочинения соответственно первым
четырём критериям;
- отработка умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём
критериям;
Развивающая
цель
: развитие
навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное,
обобщать, делать выводы,
осуществлять
самоконтроль
и
самооценку.
Воспитывающая
цель
:
способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих
исследовательских группах;
формирование личностного интереса к получению
новой информации и ценностного отношения к предмету;
создание
атмосферы, способствующей
воспитанию
личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель,
ученик – коллектив).
Ход
урока
I
. Вступительное слово учителя.
Ребята,
мне хочется начать сегодняшний урок, обратясь
к народной мудрости. Послушайте, пожалуйста, притчу и попытайтесь
сформулировать цели сегодняшнего нашего урока.
Один искатель счастья увидел большой камень,
на котором было написано «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с
огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его,
то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не
обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты
знаешь, ты не обращаешь в действие».
(Ответы
учащихся).
Правильно, ребята,
мы будем использовать уже имеющиеся знания и умения написания сочинения
(часть С ЕГЭ).
Вы
познакомились со всеми композиционными
частями сочинения ЕГЭ, особенностями их написания, а сегодняшний урок поможет
скорректировать полученные знания.
Готовиться к сочинению можно по-разному, сегодня мы
будем писать коллективное сочинение. Предлагаю поработать в группах: шесть
композиционных частей
сочинения – шесть
групп.
II
. Актуализация знаний о составных
частях сочинения.
А сначала ещё раз
вспомним требования к написанию каждой части сочинения.
(Слайд
№2)
1
группа
– 1 часть сочинения.
Постановка проблемы.
2-3 предложения, в которых
необходимо
сформулировать проблему, поднятую
автором
данного текста.
Помните, что п
роблема -
это
сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
(Не забыть
указать фамилию и инициалы автора!).
(Слайд
№3)
2
группа
– 2 часть сочинения. Комментарий проблемы.
В
3-4
предложениях
необходимо прокомментировать
поставленную проблему.
Что
значит прокомментировать проблему?
Прокомментировать
поставлен-ную проблему – это значит указать,
насколько актуальна, важна, интересна
проблема; кому, когда
и как часто приходилось сталкиваться с ней; чем
она заинтересовала автора? Что говорит автор?
(не пересказывать текст!).
Можно традиционно начать со слов: «Проблема, поднятая
автором, актуальна, потому что…»
(Слайд
№4)
3 группа –
3 часть сочинения. Позиция автора.
В
3-4
предложениях объяснить, как сам автор относится к поднятой им проблеме?
Если в тексте есть предложения, в которых
выражена позиция
автора,
процитировать их разными способами
(
2 цитаты: прямая и косвенная речь).
(Слайд
№5)
4 группа
– 4 часть сочинения. Своя
позиция
(своё согласие - несогласие
с мнением
автора и почему).
Первый
аргумент (литературный).
(Слайд
№6)
5 группа
– 5часть сочинения. Второй аргумент
из жизненного опыта
(исторические факты, притчи, легенды,
примеры из жизни
известных людей,
афоризмы, пословицы).
(Слайд
№7)
6 группа
- 6 часть сочинения.
Вывод: 1-3
предложения
(возвращение к
началу
сочинения, пожелание, призыв, риторическое восклицание, нравственный вывод).
(Звучит песня
«Родительский
дом»:
слова
Рябинина М.,
музыка Шаинского
В.
)
- Ребята,
вы уже, наверно, догадались, о чём пойдёт
речь? (Ответы уч-ся)
Действительно,
мы поговорим о родном доме, о наших предках.
III
. Работа с
исходным текстом.
1. Чтение текста
Ф.Искандера:
(1)Сейчас, где бы я ни
жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в
юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного
дома.
(З)Может быть, потому
что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или
поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я
его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что
я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал
редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он
помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти
неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах.
(8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней
располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои
богатства держит при себе.
(9)Мне не хватает
дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее
ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого
ореха.
(10)Мне не хватает просторной кухни в
дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой
скамьей, стоящей у очага. (11)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма
на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(12)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не
хватает дедушкиного дома.
(По Ф. Искандеру)
2. Обсуждение
текста:
- Ребята, как бы
вы озаглавили текст? (Дедушкин дом) Почему?
- Чем был для
автора дедушкин дом? Что он значил для него?
- Что произошло
с домом?
- Как сказалась
утрата родного автору дома на нём самом?
- Какие проблемы
подняты автором текста? Какую проблему выберем для написания сочинения? (Утрата
человеком своих корней)
3. Самостоятельная работа уч-ся
под
руководством учителя.
Каждой группе – 10 минут
на
обсуждение и запись
своей
части сочинения.
4. Проверка
: один
уч-ся из группы зачитывает получившуюся часть сочинения. Ребята, а
давайте представим каждую часть сочинения в виде части какого-нибудь
сооружения, например, дома. Ведь как дом не может существовать
без фундамента и других частей, так и части
сочинения взаимосвязаны друг с другом. Итак, строим дом, то есть строим
сочинение! (Во время чтения показываю презентацию «Строим
дом – строим сочинение», постепенно
открывая каждую часть).
IV
. Итоги урока.
Вот и результат нашей работы –
наш ДОМ! А у вас в тетрадях – части сочинения.
Д\з:
Написать всё сочинение, восстановив в памяти части других групп.
Я в трудный час домой
спешу скорее -
Родные стены сердце мне согреют;
Родимый дом - надёжный мой причал,
Он для меня - начало всех начал!
Пусть у каждого из вас
будет такой
надёжный причал!
Спасибо за внимание!
|