Как написать рецензию
«Залог успеха,
Соль удачи —
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье
И уменье…»
Л.Татьяничева
ПИШЕМ РЕЦЕНЗИЮ
«Дружеский сонет»
(посвящается рецензенту, который примет эту шутку на свой счет)
Друг мой, вот тебе совет:
Если хочешь жить на свете
Сколь возможно больше лет
В мире, здравье и совете -
Свежим воздухом дыши
Без особенных претензий;
Если глуп — так не пиши,
А особенно рецензий.
B. C. Курочкин
Рецензия (от лат. recensio
«рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного,
научного или научно-популярного произведения; жанр критики,
литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует
небольшой объём и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь
новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.
В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её
актуального, остросовременного прочтения.
Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни
и современного литературного процесса: оценить его именно как новое
явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.
Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:
- небольшая литературно-критическая или публицистическая статья
(часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение
является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных
проблем;
- сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора
рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
- развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание
произведения, особенности композиции и одновременно содержится его
оценка.
Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия — развернутая аннотация.
Примерный
план рецензии на литературное произведение.
- Библиографическое описание произведения (автор, название,
издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях)
пересказ его содержания.
- Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
- Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия
— анализ его формы и содержания
— особенности композиции
— мастерство автора в изображении героев
— индивидуальный стиль писателя
- Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии
— актуальность тематики произведения
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить
своё отношение к прочитанному,
это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением,
но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного
анализа произведения.
Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном
фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое
мнение должен тщательно обосновать
глубоким и аргументированным анализом.
Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его
глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
Отношения между рецензентом и автором —
творческий диалог при равном положении сторон.
Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует
языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы
сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.
Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:
Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых,
неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним
из критериев слабой рецензии справедливо считается
подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь.
Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.
Многое для понимания и интерпретации текста может дать
анализ композиции.
Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое
построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту
проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как
они расположены?
Важно оценить
стиль, своеобразие писателя,
разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем
произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный,
неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент
разбирает «как сделан» текст.
Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто
в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.(Составитель: Лисицына О. С.)