Как готовились к Рождеству наши предки?
К празднику готовились загодя: верующие люди соблюдали сорокадневный пост, который известен под названием Рождественского. В этот период люди молились, читали Закон Божий, каялись. Ели простую, постную пищу: грибы, овощи, рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судака, навагу, кто победней — селедку, сомов, леща.
В города ближе к Рождеству тянулись обозы с мороженой свининой, гусями, индюшками. Перед Рождеством, за 3 дня, на площадях и рынках торговали елками — настоящими лесными красавицами. Вся площадь превращалась в чащу. Среди деревьев мужики в тулупах помогали народу выбрать к празднику елку. Ходили сбитенщики, носили самовары с горячим, душистым и сладким сбитнем (это своеобразный напиток с медом и имбирем).
Простые горожане тоже готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные — белые с голубым — рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер — на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.
Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.
В день перед Рождеством, называемый Сочельником, совсем воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что, по преданию, указала путь волхвам к новорожденному Иисусу.
Во всех семьях, независимо от социального и культурного положения, детям в эти дни обязательно рассказывали о Деве Марии, о явлении к ней архангела Гавриила, о том, как родился младенец Спаситель, о поклонении волхвов, о тех дарах, что они принесли, о значении этих даров.
Дети с малого возраста впитывали в себя обычаи, традиции; духовность, заложенная в православии, органично и легко проникала в их души.
В Сочельник ели сочиво (оттого и Сочельник) — постную кашу и овощи. Варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груши, иногда рисовый или ячменный взвар с медом и ягодами. Этот взвар как дар Христу ставили под образа на сено, символизирующее то сено, на котором лежал маленький Спаситель в яслях.
Высматривали в небе первую звезду, потом шли ко всенощной. В домах зажигали лампадки.
В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.
|