|
Нина Николаевна Гончарова
Ларисса Андерсен- культурное наследие России
|
|
|
| Лари́сса Никола́евна А́ндерсен (фамилия при рождении - Адерсон; 19112012) - русская поэтесса и танцовщица первой волны эмиграции.
Родилась в Хабаровске в дворянской семье русского офицера Николая Михайловича Адерсона. В конце 1920 года семья переехала во Владивосток, где поселилась на острове Русский.
В октябре 1922 года семья эмигрировала в Харбин, где Лариса окончила школу. С юного возраста увлекалась поэзией и балетом. Литературную деятельность начала под эгидой кружка начинающих литераторов Молодая Чураевка. Первые стихи опубликовала в харбинском журнале ХСМЛ (1928. № 1). В том же году её стихи были напечатаны в нескольких номерах Рубежа.
В начале 1930-х годов Андерсен переехала в Шанхай, где вышел сборник её стихов По земным лугам (1940).
В 1956 году вышла замуж за сотрудника французской морской компании Messageries Maritim Мориса Шеза (Chaize). Много лет провела в разных странах, куда был командирован её муж, в том числе в Индии, Африке, Вьетнаме, Таити. С 1971 года поселилась во Франции, где проживала в местечке Иссанжо (Овернь). После отъезда из Китая литературным творчеством почти не занималась.Владела русским, китайским, французским и английским языками. В основном, писала на русском языке.
Умерла в госпитале в городке Ле-Пюи-ан-Веле (в 25 километрах от Иссанжо, Франция) в возрасте 102 лет.
http://www.russianshanghai.com/hi-story/now/post1655
Ларисса Андерсен Миф и Судьба. Русский Шанхай.
Имя Лариссы Андерсен взыскательный Евгений Евтушенко занес в составленную им антологию отечественной поэзии ХХ столетия `Строфы века`. При том, что Л. Андерсен за свою жизнь в Китае выпустила лишь единственную книжечку стихов `По земным лугам`, в Шанхае в 1940 году (вышедшая тиражом 100 экземпляров, она сразу стала библиографической редкостью).
Впрочем, Лариса не только писала прекрасные стихи, она восхитительно танцевала. Помогли в этом ускоренный хореографический курс Лидии Дроздовой, воспитанницы Петипа, а также природный талант.
`Танцы в моей жизни были самой жизнью`, - говорила Л. Андерсен. В течение 15 с лишним лет она была звездой дальневосточной эстрады в Харбине, в Шанхае. Танцевала в оперетте, иногда в больших балетных постановках. Дважды выезжала с гастролями в Японию. По воспоминаниям современников, на сцене она была великолепна.
(Известный историк моды Александр Васильев в 2010 г. приобрёл у Л. Андерсен несколько её танцевальных костюмов для своей коллекции).
|
|
| 2021-07-09 02:35:27 - Алина Александровна Астахова Молодец Евтушенко!
И вам спасибо, Нина Николаевна!
Биография впечатляет и стихи замечательные!
`Ветка русского дерева`.
Я берёзку вдруг захотела
Посадить у окна в саду,
Ведь фантазиям нет предела,
Только силам есть на беду!
Есть берёзка. Но я сломалась!
Вижу: где - то просчёт в пути,
Мне осталось такая малость,
А берёзке ещё расти.
Ну, кому и что она скажет
Русским сказом, если не мне?
Ведь берёз на кладбище даже
Не сажают в этой стране!
***
Какие щемящие стихи!
| | 2021-07-09 13:53:25 - Наталья Валентиновна Мадигожина Интересно, почему Ларисса выбрала именно Китай для своего проживания в такую сложную эпоху? И ведь дожила до 102 лет... поэты начала ХХ века быстро умирали по разным причинам и в России, и во Франции... Довольно долго, правда, жила Ирина Одоевцева, тоже красавица, `маленькая поэтесса с большим бантом`. | | 2021-07-09 16:47:26 - Нина Николаевна Гончарова Натали, причина очевидная - эхо Гражданской войны, дошедшее до
Дальнего Востока.Из биографии Лариссы и ее воспоминаний всплывают такие подробности.
`Мои родители и я приехали в Харбин из Владивостока. Это были
двадцатые годы, когда русские в Харбине еще не потеряли своего
бодрого и даже задорного настроения. Старались верить в будущее,
а пока не унывать.
Шанхай стал для Лариссы Андерсен, как и для и 200 тысяч ее
соотечественников второй эмиграцией. Этот гигантский муравейник на Вампу, в котором жили в то время четыре миллиона человек, многое изменил в ее жизни. Здесь были другие возможности, другой, заграничный ритм жизни, не зря город называли `Парижем Востока`.
А Вертинский в то время путешествовал по миру со своими выступлениями, особенно предпочитал те места, в которых было скопление русских эмигрантов. По этой причине его и занесло в Харбин..
Александр Вертинский называл поэзию Андерсен `Божьею Милостью талантом`.
Ларисса была знакома со Святославом Рерихом, Всеволодом Ивановым,Арсением Несмеловым, Ириной Одоевцевой. Вокруг неё всегда царила
атмосфера восхищения и влюбленности. `Белая Яблонька, Джиоконда,
Сольвейг, Горний Ангел, Печальный Цветок - вот лишь неполный список
имён, которыми величали Лариссу современники: Алексей Ачаир,
Георгий Гранин, Валерий Перелешин, Николай Петерец, Александр Вертинский.
О ней оставили воспоминания Валерий Перелешин, Виктор Петров,
Вера Серебрякова, Юстина Крузенштерн-Петерец, Наталья Ильина,
Елена Таскина, Владимир Слободчиков и другие харбинцы.
Алиночка! Да стихи о Родине у нее особенные.
Ей посчастливилось встретиться с самим Евгением Евтушенко, который тоже был пленен и ее творчеством, и ее красотой и сделал все возможное, чтобы мы сегодня по праву гордились русской соотечественницей и наслаждались ее творчеством.
На том берегу хуторок на поляне
И дедушкин тополь пред ним на посту
Я помню, я вижу сквозь слезы, в тумане,
Но всё ж я ушла и стою на мосту.
А мост этот шаток, а мост этот зыбок
От берега деда на берег иной.
Там встретят меня без цветов, без улыбок
И молча ворота захлопнут за мной.
Там дрогнут и хмурятся темные ели,
И, ежась от ветра, мигает звезда
Там стынут улыбки и стонут метели,
Нет, я не дойду, не дойду никогда!
Я буду стоять, озираясь с тоскою,
На сторону эту, на сторону ту....
Над пастью обрыва с проклятой рекою.
Одна. На мосту.
Что тут скажешь? Как у Пушкина `Память ее печальна и светла...``
Лариссин дом во Франции - это стайка березок рядом с всегда распахнутыми воротами (она их сама посадила много лет назад), звонкий бубенец
перед входной дверью, просторная гостиная, напоминающая антикварный магазин: китайская, покрытая легким рисунком, лаковая ширма, искусные резные комоды, легкие столики, массивный буфет, бронзовые Будды. На стенах много картин, в основном китайских и вьетнамских художников.
Мы никого не впустим в нашу жизнь
Мы даже радость не всегда впускаем.
И дальше горем выжженной межи
К нам не ворвется музыка мирская.
Живем в густой стесненной пустоте
-Наш хрупкий мир наполнен ею туго...
Мы - только я да книги, и затем
-Она, моя подруга. | | 2021-07-09 19:25:59 - Наталья Валентиновна Мадигожина Спасибо большое, Нина Николаевна, мне самой сейчас трудно лазить по интернету, Вы знаете. С интересом прочитала найденную Вами информацию. | | 2021-07-15 20:11:45 - Нина Николаевна Гончарова ДЖИОКОНДА
Я люблю Вас тепло и внимательно,
Так, как любят ушедших невест.
Для меня это так обязательно,
То, что Вы мне надели свой крест.
Почему Вас зовут Джиокондою?
Это как-то не тонко о Вас.
Я в Вас чувствую строгость иконную
От широко расставленных глаз.
Я в Вас вижу `Царицу Небесную`,
Богородицу волжских скитов,
`Несказанную радость` чудесную
Наших русских дремучих лесов.
И любовь мою тихо и бережно
Я несу, как из церкви свечу.
Разве счастья словами измеришь дно?
Сам себе улыбнусь. И молчу.
Так не хочется скомкать поспешностью
Наш стыдливый и робкий роман.
Да хранит Вас Господь с Вашей внешностью
От меня, от любви и от ран. А. Вертинский
(посв. ЛАРИССЕ АНДЕРСЕН)
С УДОВОЛЬСТВИЕМ, НАТАЛИ!
ДОБРОГО ВЕЧЕРА! | | 2022-05-21 21:13:22 - Алина Александровна Астахова Ларисса Андерсен - * Печальный цветок русской эмиграции*
ok.ru/group/64311365402862/topic/155437469301742
|
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
|
|