Инновационные формы уроков.
Создание творческого урока-
это «творчество в квадрате», по-
скольку учитель разрабатывает ус-
ловия для творчества учеников».
А.В.Хуторской
Любой педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создаёт атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.
Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
- деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
- деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
- деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.
Исходя из этих требований подбираются определённые формы и методы урока.
Методы:
-
Словесно-книжный метод применим для учащихся 5-7 классов. Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать текст и подбирать альтернативную информацию.
-
Наглядный метод даёт широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
-
Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает большие возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками, монографиями.
-
Метод проблемного изложения материала сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование её.
- Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
-
Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе является проектная деятельность.
Формы урока.
Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от школьных до внешкольных, от игровых до научных и исследовательских.
Рекомендуется использовать совокупность приёмов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления. При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников.
В 5-7 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности.
Формы и элементы уроков в 5 – 7
классах.
Игровые:
Интервью с историческим героем
Аукцион
« Живая картинка».
Урок: « Исторический театр.»
Шифровка.
Рекламный плакат.
Одень куклу,
Исследовательские:
Урок: « Путешествие в прошлое.»
На раскопках.
Оценочные:
Урок – суд.
Урок-
съезд.
Формы и элементы уроков в 8 – 11 классах.
Игровые:
Деловая игра
Рекламный плакат
Урок « Аукцион знаний.»
Исследовательские:
Семинарское занятие.
Проектная деятельность.
Проблемные уроки.
Урок « Мозговая атака.».
Научное общество учеников (НОУ)
Оценочные:
Урок суд.
Эссе.