А душа с душою говорит? - Елена Викторовна Кожушко
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Елена Викторовна Кожушко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Викторовна Кожушко / Блог / А душа с душою говорит?


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (6)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


06 августа 2015, 06:27, автор - хозяйка блога
Елена Викторовна Кожушко

А душа с душою говорит?

А душа с душою говорит?
   Спросите у школьников, какие предметы им нравятся. Большинство ответит: физкультура, рисование, музыка. И только единицы назовут русский язык. Ребятам же, для которых русский язык является неродным, его освоение может показаться пыткой. Да, к сожалению, наш учебный предмет далеко не у всех пользуется популярностью. Что же делать? Как повысить интерес к русскому языку? Способов может быть множество. Это  использование наглядности, технических новинок,  проведение нетрадиционных уроков, предметной недели, Международного Дня родного языка. И все же самый важный способ, на мой взгляд, -  это повышение интереса к русскому языку за счёт личности учителя.
     Нередко приходится слышать: дети сейчас не те, им ничего не интересно, родители не занимаются своими чадами. Что ж,  бывает и так. Но не проще ли начать с себя? Взглянуть на себя как учителя со стороны и попробовать ответить на вопрос: а смог ли я увлечь ребят своим предметом. Ведь интерес к русскому языку резко возрастает, если преподаватель – яркий, талантливый человек. Для большинства детей учитель и предмет, который он ведет,  сливаются воедино: личность учителя, интересная сама по себе, способствует пробуждению интереса к учебному предмету. 
    Удивляет тот факт, что последнее время в нашей методической литературе   проблеме роли личности учителя в возникновении интереса к предмету у учащихся  не уделяется должного внимания. Между тем я  полюбила русский язык всей душой  именно  благодаря увлеченному, творческому  преподавателю. Читая воспоминания многих писателей, ученых, деятелей культуры о своём первом соприкосновении с миром русского языка, понимаешь, что любовь к слову в их душе тоже возникла не без помощи  наставника.
   С теплотой вспоминает своего учителя словесности Д.С.Лихачёв: «Леонид Владимирович обладал всеми качествами идеального педагога. Он был разносторонне талантлив, умен, остроумен, находчив, всегда ровен в общении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях». [3]   Как показывают наблюдения, при работе с таким учителем дети с желанием делают ту работу, которую раньше считали скучной, охотно выполняют задания, требующие дополнительной затраты времени и сил, с вниманием прислушиваются к каждому слову наставника - и, таким образом, постепенно эмоциональный интерес к личности переходит в стремление глубже познать предмет.  
      Вспомним слова П.П. Блонского, талантливого педагога, психолога: «Дорожите цельным впечатлением ребёнка, его думою и настроением …Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление». [2]   Именно личностью, человеком, который ведет за собой, увлекает своей любовью к предмету, своими знаниями, должен предстать перед детьми учитель. Тогда он сможет решить многие задачи обучения. 
       Нелегко вызвать интерес к предмету. Еще труднее закрепить его, даже для талантливого педагога. Это труд не одного дня. Очень важна здесь  манера общения с учащимися. Любой формализм приводит к отчуждению детей. Но опасно и так называемое панибратство, которое может привести к тому, что ученики перестанут уважать преподавателя. Надо найти «золотую середину». Входя в класс и начиная урок, педагог должен взвесить каждое слово, продумать жесты, манеру общения. Учителю – словеснику следует не только  внимательно следить  за речью,  умело подбирать яркие, выразительные примеры, но и  подумать, каким тоном прочитать эти примеры, какими словами  объяснить их каждому сидящему в классе, ведь нередко общение на русском языке ребёнку доступно только в школе. Следует чаще интересоваться тем, каково душевное состояние ребенка (помните, у Ш.А. Амонашвили: « как живете, дети?» [1] ) Спросить – и не оставить без внимания ответ. Не пройти мимо, не остаться  безучастным к каждому из детей. Внимание учителя к ребёнку обязательно порождает ответную реакцию.  
     А часто ли задают вопросы  учителю сами школьники? Не очень. Да и не каждый педагог оценит такую активность своих подопечных.  Между тем ребята рады, когда учитель готов отвечать на их вопросы. А они у детей есть. Это прекрасное свойство детства – задавать вопросы,  не боясь попасть впросак, показаться смешным. Со временем их становится меньше, они звучат реже, тем более что  далеко не все из них учебного характера. Чаще волнуют вопросы жизни – и кому, как не учителю, их задавать, кто, как не учитель, может ответить на них. Поэтому и следует вести себя так, чтобы у детей появлялась потребность интересоваться жизнью.  Вопросы учителю – это тоже уровень зрелости ученика. Форма вопросов – это уровень его воспитанности. Желание задать вопрос учителю – это проявление интереса к его человеческой сути, это готовность к общению на русском языке.
    Бывает, что интерес к учителю, а затем и к предмету рождается не сразу. Но без интереса учить и научить трудно. Будем же стараться быть нужными, полезными и интересными нашим детям. Государство же, со своей стороны, должно позаботиться о том, чтобы в школу с удовольствием шли работать грамотные, творческие, увлечённые своим делом учителя.



Тэги: metodika prepodavania



ОБСУЖДЕНИЕ


Марина Анатольевна Аверина2015-08-06 09:56:36 - Марина Анатольевна Аверина
День русского языка
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Александр Владимирович Серолапкин2015-08-06 10:37:01 - Александр Владимирович Серолапкин
`Ребятам же, для которых русский язык является
неродным, его освоение может показаться пыткой`.

Да, знаю таких.
Не ребята уже сейчас, но из своих знакомых, почти ровесников.
Говорят, что в детстве очень не нравился им русский язык.
Особенно тем, кто в деревне вырос.

А в Чувашии и до сих пор есть старики и старушки,
которые по-русски не говорят.
Оксана Николаевна Кравцова2015-08-06 10:43:51 - Оксана Николаевна Кравцова
Прочла заголовок... Сразу захотелось ответить... Утвердительно! Конечно, говорит!
Люблю русский язык именно душой.
Согласна, что понимание языка как части самой души приходит к детям не сразу и только тогда, когда рядом есть Учитель, глубоко ЛЮБЯЩИЙ СЛОВО.
Очень умную книжку прочла несколько лет назад `Тайна русского слова` В.Ирзабекова. Потом вышло продолжение.
Очень советуем всем!!!
Спасибо, Елена Викторовна за Ваше тепло, за душу, которая умеет говорить... Вот и моя душа услышала...
Валентина Евдокимовна Романенко2015-08-06 10:46:45 - Валентина Евдокимовна Романенко
Ключевые слова: `Государство же, со своей стороны, должно позаботиться о том, чтобы в школу с удовольствием шли работать грамотные, творческие, увлечённые своим делом учителя`.
Александр Владимирович Серолапкин2015-08-06 10:50:07 - Александр Владимирович Серолапкин
А как оно должно заботиться ?
Оно и заботится - создавая такие условия,
что нормальный человек в школу ни в жисть не пойдёт,
а тот, кто уже там, то лишь от безысходности своего положения.
Вот и останутся одни только те, кто `увлечённые своим делом`.
Несколько шизанутых.
Оксана Николаевна Кравцова2015-08-07 17:28:50 - Оксана Николаевна Кравцова
После такого комментария посетило меня чувство гордости от причастности к `шизанутым` - 46 лет в образовании учителем ВЕЛИКОГО и МОГУЧЕГО. Отец мой и дядя (фронтовики) тоже из этой когорты были (Царствие им Небесное). Можно критиковать какие-то действия государственных чиновников, однако не они нас в учителя определяли (понимали сами, на что идём). И со многими я знакома, увлечёнными учительским делом, с таким же диагнозом.
И ещё... Елена Викторовна пишет об учениках, для которых русский язык является неродным. Я тоже работала с такими ребятами. Скажу, что знание русского для многих из них определило их жизненный путь - высшее образование они получали в России и в профессиональном плане стали настоящими мастерами.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу