Влияние театрализованной деятельности на речевое
развитие дошкольников"
«Театр – это
волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они
богаче, тем успешнее идет развитие детей…»
Театральная деятельность – это самый распространённый
вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его
природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку
хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые
роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая
огромное эмоциональное наслаждение. Повысить
уровнь речи детей, поможет театрализованная деятельность - один из самых
эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко
проявляется принцип обучения: учить играя.
Развивать речь – это не значит только предоставлять
детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных
высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над
ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений,
вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над
правильным произношением звуков и слов. Известный всем нам писатель Джанни
Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит
то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Известно, что дети любят играть, их не нужно
заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в
мир игры, можем многому научиться сами и научить наших детей. Театрализованная
игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует
активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует
артикуляционный аппарат. Вопросы, поставленные детям при подготовке к
театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации,
делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного
развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Использование детьми разнообразных средств
выразительности речи – важнейшее условие, речевого, литературного и
художественного развития.
Для развития выразительной речи необходимо создание
условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания
и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это
игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности
театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может
удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся
с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки,
музыку, умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. Эффективность детской театрализованной деятельности и
создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности
дошкольника к ним.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться
от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт,
побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
Исходя из задач по развитию театрализованной
деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду.
При этом формы организации могут быть различными. Например, Л. В. Куцакова и С.
И. Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные,
праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Основная форма
–занятие.
Применение театрализованной деятельности оказывает
положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические
функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и
коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи
детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически
все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами
речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал
словесного творчества народа. В детских сценариях всегда много музыки, веселых
песенок, танцев, игр, стихов, шуток, загадок.
Сочетание различных видов искусств создает идеальные
условия для развития эмоционально-творческой сферы личности ребенка.
В процессе самой постановки, ребенок обязательно будет
петь, танцевать, декламировать и перевоплощаться в какой-нибудь сказочный
персонаж. А это значит, что, у него будет возможность попробовать себя в разных
видах искусства и раскрыть свои способности.
При разучивании, даже небольшой, роли, у ребенка
развивается память, воображение, тренируется речь. Не стоит забывать и о том
материале, на котором выстраивается постановка. Обычно это классические
произведения детской литературы, написанные прекрасным, богатым языком, а так
же - инсценировки народных праздников. Все это приобщает ребенка к духовным
ценностям мировой культуры, к истокам родного языка, древним традициям своего
народа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что
театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития
уникальной, неповторимой личности ребенка.
С помощью театрализованных занятий можно решать
практически все задачи программы развития речи и творческого потенциала
дошкольников. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей
можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной
постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в
театральной игре можно использовать в повседневной жизни.