«Как
я съездил в Калугу…» Представьте: вы идёте по чистому, благоустроенному
старинному русскому городу. Невольно бросаются в глаза названия улиц: Тульская,
Степана Разина, Суворова, Кутузова, Циолковского, Чижевского, академика
Королёва, Гагарина и так далее
– «каждый
камень дышит историей»! Прекрасные дома, улицы, сады, парки, аллеи, фонтаны с
подсветкой, памятники… И в центре города – памятник Ивану
III
Великому
– сбросившему ненавистное иго, да к тому же ограбившему Сарай (забрал
награбленное)!.. К памятнику подходят люди, читают надписи, вспоминают и
оживлённо обсуждают «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»…
Чтения памяти Циолковского организованы прекрасно:
возложение цветов на могилу Циолковского, торжественной заседание в зале
областной администрации и так далее по программе. Я выступал 19-го сентября на
секции 6 «Космонавтика и общество. Философия К. Э. Циолковского» – представлял нашу
коллективную монографию «Русский космизм как проект» (делал обзор содержания, пытался
развивать некоторые идеи, изложенные в ней). Перед выступлением ко мне подсела
женщина, спросила, глядя на книги: «Это продаётся?». Отвечаю: «Нет». – «Можно
посмотреть?» – «Пожалуйста». Взяла в руки, посмотрела, полистала, неожиданно
встала и вышла вон… В разгар моего выступления один хорошо упитанный мужчина в
очках задал мне провокационный вопрос об ответственности. Не знаю, говорю, о
какой ответственности (а главное – перед кем?) Вы меня спрашиваете – мы несём
ответственность, прежде всего, перед Русским миром, его историей и культурой. А
Вы перед кем?.. На кого Вы работаете, г. член-корр. (как потом выяснилось)!?.
Другим провокационным моментом стало выяснение критериев отбора в наш «список» русских
космистов (к примеру, почему не включили Блаватскую, Рерихов, Чюрлёниса, группу
художников «
Амаравелла» и кого-то
ещё?..
) и, разумеется, о моей мировоззренческой
ориентации. Отвечаю: убеждённый сторонник научного мировоззрения. Отряд русских
космистов мы формировали из тех, кто попал в поле нашего зрения, кого мы
увидели и оценили в качестве русского космиста. При этом учитывался масштаб
мыслителя, его реальный вклад в Общее дело. Разумеется, без субъективизма не
обошлось. Но субъективизм присутствует во всех делах такого рода, оценочных
суждениях и пр. Я и приехал в Калугу, на Чтения памяти Циолковского, чтобы
показать, как мы в СПб видим и понимаем, что такое русский космизм! Это проект,
имеющий колоссальное идеологическое и мировоззренческое значение – вот что в
нём главное! А не история вопроса или состояние или даже процесс... Проект,
претендующий на статус всеобщего в динамике других проектов и культурволь. Что
это значит? Как это следует понимать?
В
не русского космизма, вне мироздания, задаваемого
русским космизмом, невозможно найти, выразить на современном языке и научно
обосновать
русскую идею, определить
русский
путь
. Русский космизм
может выступить не только основой искомой русской идеи, но и современного
мировоззрения –
проектом русского мироздания
или
русским проектом мироздания
.
Мы не
хотим вписываться в
чужой проект, растворяться в нём на «условиях 2%» (по
количеству населения России, ВВП и т. п. по отношению к мировым показателям, представленным
явно не в нашу пользу и не имеющим решающего значения в нашем проекте – а это
как раз и наблюдается сегодня, «процесс идёт». А с другой стороны пытаются представить
русский космизм «искусственно созданным исследовательским конструктом», наряду
с «другим космизмом», затушевать его уникальное значение или просто утопить в
хаосе постмодернизма и мультикультурализма, всячески подчёркивая
«противоречивость философских установок мыслителей, включаемых в течение
русского космизма»). Полагаем, культурволя русского космизма значит и «весит»
значительно больше экономических, демографических, иных, тому подобных
формальных показателей! И мы не хотим растворяться во «всемирном», «мировом», «общечеловеческом
космизме» – как бы это ни называли, старательно приукрашивая и заманивая туда,
куда нам не надо. Тем более мы не хотим обслуживать чьи-то интересы (допустим,
«хозяев денег», возомнивших себя «хозяевами истории» и нашей судьбы). Если это
рано или поздно произойдёт – это и будет предательством русского народа, его
истории и культуры, в том числе – русского космизма как проекта, его духа и героического
творчества не только выдающихся личностей, деятелей русского космизма, но и тысяч
и миллионов подвижников, так или иначе участвующих в этом великом и действительно
Общем деле! Вот перед чем мы все действительно должны нести ответственность! (Кстати,
это достаточно чётко прозвучало на открытии 53-х Научных чтений памяти К. Э. Циолковского,
пленарном заседании, отражено в выставочных залах ГМИК им. К. Э. Циолковского и
в др.). У нас есть Русский мир, его история и культура – есть чем гордиться, откуда
и как поступать, за что бороться и отвечать! Русский мир может быть самодостаточным
в экономическом, политическом, социальном, культурном и в иных отношениях! Нам
никто не нужен, мы всё можем сделать сами! Вот эти идеи мы и хотим
противопоставить чуждым и пагубным для нас схемам и глобальным проектам, навязываемым
нам различного рода «глобализаторами».
Так или иначе – победит
сильнейший. Но мы предлагаем русский космизм как всеобщий проект, пожалуйста,
присоединяйтесь к нам, если в будущее вы хотите идти с нами. Если нет – значит,
нет, но это ваш выбор…
Обращаясь к художникам (и
к тем, кто ими занимается), я сказал: у Рафаэля Санти есть фреска «Афинская
школа», которую можно было бы смело назвать «Греческая философия»…
Глядя на неё, напрашивается сама собой мысль:
кто бы мог изобразить
«
Русский космизм» по образу и подобию
этой великолепной картины – но только в русском стиле! А центральными фигурами,
естественно, выступали бы Фёдоров и Циолковский!?..
А там, на паперти Собора русского космизма, всем
места хватит! И художникам, и писателям, и поэтам, и мало кому известным сподвижникам,
со-деятелям, со-творцам в широком смысле, не говоря уже о философах и учёных,
непосредственно работающих на русский космизм!
И тут встал высокий, видавший
виды, в очках, уже седовласый филателист, занимающийся космонавтикой и
обществом в жизни художников, вышел к доске и сказал: «Я довольно часто посещаю
эти Чтения, но мне впервые стало страшно на них…».
Стало понятно, что не только
«щит» принесли мы в Калугу, но и «меч»…
В
общем, Калуга, её люди, музеи, парки – всё мне очень понравились. Хочу приехать
ещё, видимо, на следующие Чтения, чтобы вновь выступить, посетить музеи,
достопримечательные места, пообщаться с людьми, погулять вечером по тихим уютным
улочкам, уже милым сердцу!
Уезжал из Калуги с лёгкой грустью, ведь мне, между прочим,
предложили остаться и преподавать в КГУ им. Циолковского… Напоследок, в лучах
заходящего Солнца, обратил внимание на весьма символичную надпись на памятнике
Циолковскому, установленному на ж/д вокзале: ".., из Калуги – на
Марс!" В дороге подумал: раз «Русский космизм как проект» вызывает такой
повышенный интерес, надо готовить 2-ое издание, исправленное и дополненное. Тэги:
Мекка русского космизма - Калуга