Все падежи в гости к нам - Ольга Викторовна Мартемьянова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Ольга Викторовна Мартемьянова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Праздник `Посвящение в ученики`
Праздник 8 марта
Поздравляем наших пап

Крестики-нолики. День Знаний 4 класс
Золотая осень
 Работа со студентами.

 Все падежи в гости к нам




  Учитель начальных классов  МОУ «СОШ№7»
   г.Колпашева Томской области
 Мартемьянова Ольга Викторовна.

    Внеклассное занятие по русскому языку  в 3 классе.
                                     «Все падежи в гости к нам».
Цель.
 1.Прививать интерес к русскому языку.
 2.Закрепить  знания  грамматических значений падежей.
 3.Развивать творческие способности детей.

Оборудование.
1.Таблички с названиями падежей, падежных вопросов, предлогов.                           2.Пословицы записаны на доске.
3.Корона для короля русского языка, надписи для глашатаев и костюма    ошибок.
4.У детей карточка с любым падежным окончанием.

Ведущий. Ребята, сегодня у нас внеклассное занятие по русскому языку. Я вам прочитаю стихотворение В.Левина, а вы определите, о чём мы будем говорить.

Я прилагаю всё старанье, хочу понять правописанье.
Но очень часто, тем не менее, я прихожу в недоумение.
«Сидят на ветке воробьи. Болтают про дела свои.
Вспорхнули с ветки воробьи.
Сидят на Е, вспорхнули с И. А почему?»
Я прилагаю всё старанье, я проявляю прилежанье,
Но вызывает, тем не менее, правописанье удивление.

-Да, сегодня мы будем говорить о падежах. Это одно из грамматических значений в русском языке. Для чего надо знать падежи?
Нам посчастливится побывать на параде падежей. Итак, слушайте.

                                (выходят глашатай, пажи -падежи, король Русский язык)
  1 глашатай.
  У слова есть шесть падежей, шесть верных маленьких пажей.
  Они проходят чередой. За слово в бой готов любой.
  Вверяют окончаниям судьбу и жизнь свою
  И про своё призвание на ушко им поют.

 2 глашатай.
  Я - грозное склонение! Вношу я изменения!
  Велю я существительным стоять, сидеть, скакать.
                                                           -1-
  Я доброе склонение. Всем людям без сомнения
  Я помогаю в жизни друг друга понимать.                       

 3 глашатай.
   Мои славные падежи! Скорее сюда!
   Пора начинать парад в честь его Величества Русского языка!
   Глашатаи, собрали ли вы на наш праздник помощников,
   отличников и эрудитов?

 4 глашатай.
 Внимание, внимание! Его Величество Русский язык приглашает всех жителей королевства Выдумляндии, Фантазерии и островов Стихосложения на праздник!
Сегодня праздник творчества! Вы все приглашены!
Из города, деревни, из любой страны!
Сегодня праздник творчества! Вас приглашаю я!
Все прыгайте в кареты и в гости к нам, друзья!
Спешите фантазировать, спешите сочинять,
Ведь праздник быстро кончится и можно опоздать!

Ошибка 1.
Ну что, собрались? Отличники! Разрядились как новогодние ёлочки ! А про нас, лучших друзей русского языка, забыли? Даже приглашение на праздник не прислали.

Ошибка 2.
А ведь нас так любят, так уважают! А некоторые дети без нас совсем прожить не могут. Смотрите, какой костюмчик я себе на праздник сшила!
(на костюме надпись «ашипка»)

Ошибка 1.
Кстати, жи-ши тоже пишется через ы. Ну, ладно, как говорят великие труженики «Меньше дела, больше слов». Давай-ка, им праздник испортим, перепутаем все падежные вопросы.
(путают карточки на доске и убегают, по очереди входят пажи- падежи)

И.п.
Я - именительный падеж и нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают и в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю с собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто.
Падеж я самый главный, служу я вам исправно.
И вы мне помогите, вопросы мне верните!
А так же предложение где я есть отыщите!
                                                  -2-
    (Дети ставят правильные вопросы к табличке с названием И.п. падежа.  Находят пословицу, в которой существительное «дело» в И.п. Подписывают падеж над словом «дело».  Аналогично и другие падежи.) 

Р.п.
А я падеж родительный, характер мой общительный.
Кого? Чего? И вот он я. Предлоги часто мне друзья.
Кого же нет? Я очень беспокоюсь.
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите! Ко мне мои вопросы скорее возвратите!

Д.п.
Я щедрый, расточительный и самый удивительный.
Я всех всегда благодарю и всем дарю, дарю, дарю!
Собаке – кость, а стенке- гвоздь, а  Кате, Мише, Лёше, Пете
Дарю по сказочной конфете.
Кому отдать, к чему призвать – лишь только я могу сказать.
Меня вы полюбите, вопросы отыщите.

В.п.
А я винительный падеж и я во всём виню невежд.
Люблю я всем пенять и многих обвинять.
Я обвиню погоду – не вовремя с дождями!
Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями!
Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь запомнит эту фразу!
Зато отличников люблю, для них пятёрки я ловлю!
И их на помощь позову вопросы отыскать.

Т.п.
А я творительный падеж, исполнен всяческих надежд.
Я умелец и творец! Художник, композитор и певец!
Один волнует лишь меня момент – чем мне творить?
Смычком, резцом, умением…
Чем мне довольным быть? Хорошим настроением!
А ещё друзьями, что ищут мне вопросы, которые ошибка сумела утащить.

П.п.
А я падеж предложный. Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил. О ком, о чём я расскажу?
О чём мечтать и в чём гулять, о том, вопросы, где искать?

Пословицы для предыдущих стихов. Написаны на доске.
*Дело шуток не любит.
*От слова до дела целая верста.
                                                  -3-
*Не по сути  дело, а по делу суть.
*Ты за дело, а дело за тебя.
*Велик телом, да мал делом.
*И умён, и пригож, и в деле гож.                   

Входят ошибки: -Посмотри-ка, исправили всё , что мы им понапутали. Знатоки! А мы на помощь привели предлоги. Если вы всё так хорошо знаете, то расставьте предлоги к тем падежам, с которыми их можно употребить.

                        Игра «Предлог плюс падеж – сладкая парочка».
Дай в руки пажам – падежам карточку с предлогом, падеж придумывает сочетание слова с этим предлогом.

Ведущий. Молодцы, ребята. А вам, ошибки, надо исправиться. Не мешайте детям правильно писать падежные окончания. Иначе над вами также посмеются, как и над Лежебокиным, из стихотворения Г.Граубина.

                                Ленительный падеж.  Г.Граубин.
Спросили Лежебокина:
-А ну-ка расскажи, за что так ненавидишь ты, не любишь падежи?
Давным-давно все школьники их знают назубок.
Их за два года выучить лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено: - В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные изменят имена.
Ведь я падеж творительный нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить я не хочу.
Такой падеж как дательный  я с детства не терплю.
Давать, делиться  чем-нибудь с друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный и вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые придумать имена?
-Давно придумал: взятельный , грязнительный, лежательный.
Грубительный, ленительный и, наконец, простительный!

Ведущий.
-Почему Лежебокин не любил падежи?
-Какие новые названия он придумал?
-А какие вы предложите новые названия падежей?

       Раньше в древнерусском языке  был седьмой падеж. Он назывался звательный. Подумайте, почему его так называли? Да, его употребляли при
                                                         -4-
 обращении. Формы звательного падежа встречаются в художественных текстах. «Чего тебе надобно, старче?», читаем мы у А.С.Пушкина. Слово «старче» стоит в форме звательного падежа. В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него только звательной интонацией.
                                                       
А теперь поиграем в игру «Грамотей». У вас заготовлены карточки с окончаниями. Я беру карточку слова без окончания, подхожу к любому падежу. Ко мне должен подойти тот ученик, у которого окончание этого падежа, а потом, если возможно, подходит предлог. У нас должно получиться грамотно написанное слово.

избушк…      вагон…    кроват…  звезд…  автобус..   метел…

Итог.   – Какое настроение у вас сейчас?
            - Что интересного узнали о падежах?
             -Почему важно знать падежи?











Автор: Мартемьянова О.В



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу