А.ФУРСЕНКО: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Сегодня основная наша задача – это обеспечение доступности качественного образования, и успех реализации этой задачи напрямую зависят от информатизации всех уровней образования, в первую очередь школьного.
Год назад на форуме в Твери мы подводили итоги реализации нацпроектов и обсуждались перспективы движения вперёд.
Что сделано за прошедший год? Этот год стал первым годом, когда ответственность за оплату трафика, за поддержку той сети, которая была создана в рамках нацпроекта (а были подключены к интернету все школы), полностью перешла на регионы. В основном сеть сегодня работает, развивается, количество обращений со стороны школьников растёт. Вместе с тем мониторинг показал, что в ряде субъектов Российской Федерации показатель обеспеченности образовательных учреждений доступом к сети Интернет составляет от 66 до 99 процентов. Я по Вашему поручению докладывал Вам, Дмитрий Анатольевич, по поводу того, как обстоят дела, это было примерно полтора месяца назад. Ситуация с тех пор улучшилась практически по всем регионам, однако есть проблемы.
Недавно мы обсуждали вопрос с кавказскими республиками. Там, конечно, ситуация более сложная. Есть проблемы в ряде регионов, где школы очень сильно раскинуты друг от друга и очень дорого стоит трафик. Кроме этого, вводятся в строй новые школы и реформируются старые. Во всех этих случаях (не во всех, в некоторых случаях) происходит из-за этого сбой при подключении к интернету. Сейчас часть школ на каникулы отключена от интернета. При этом мы поставили задачу в соответствии с Вашим поручением обеспечить безусловное подключение (100 процентов) всех школ с 1 сентября к интернету. И у нас осенью заработает специальный информационный ресурс, который позволит отслеживать эту работу в реальном режиме. Мы сможем в постоянном режиме отслеживать работоспособность всех элементов сети.
Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, я сам этим занимался и считаю, что мы тогда неплохо всё сделали, по сути, революцию, если хотите, провели в достаточно короткое время по подключению школ к интернету. Были города и регионы, где, в общем, и без нас этим занимались, особенно речь идёт о крупных городах, о центральных городах. Но были регионы, где без участия федерального центра тогда ничего сделать было невозможно в силу их удалённости и дорогостоящего трафика, того, что технологические решения, которые там использовались, были отсталыми. Я хочу понять: всё-таки у нас кто сейчас не платит за интернет из регионов и какие это деньги? Просто мне хотелось бы разобраться в этом персонально. Можете назвать эти регионы?
А.ФУРСЕНКО: Дмитрий Анатольевич, я могу сказать, что по ряду регионов, о которых я докладывал в прошлый раз, ситуация улучшилась. Здесь присутствует губернатор Иркутской области – я тогда говорил, что она была одной из отстающих. Ситуация коренным образом поменялась в лучшую сторону.
Д.МЕДВЕДЕВ: А какие это средства? Объём какой в бюджете?
А.ФУРСЕНКО: От региона к региону по-разному, но масштаб – десятки миллионов рублей в ряде случаев. Миллионы, десятки миллионов рублей.
Д.МЕДВЕДЕВ: Скажите просто, сколько у Вас?
Д.МЕЗЕНЦЕВ: 56 миллионов полностью.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Продолжайте.
А.ФУРСЕНКО: Сегодня не только создана и, в общем, работает сеть. Менее 5 процентов школ сегодня имеют сбои с доступом в интернет, и, как Вы сказали, мы улучшим эту ситуацию, но и обеспечено принципиально новое наполнение информационными ресурсами. В интернете должна быть лёгкость доступа к полезным ресурсам и запрет выхода на вредные. В этом плане я хочу сказать, что ещё в 2006–2007 годах была разработана система исключения доступа. В настоящий момент федеральный сегмент системы исключения доступа обрабатывает в среднем около 250 миллионов запросов в день, из которых примерно 1,5 миллиона запросов отфильтровывается как не соответствующие задачам образования и воспитания.
Необходимость дальнейшего развития системы продиктована развитием информационных технологий и появлением новых угроз в сети Интернет, необходимость ограничить детей от этих угроз не только в школе, но и дома. И данная мера позволяет создать единую государственную политику безопасного использования сети Интернет в образовательном процессе. Мы продолжаем этим заниматься. В принципе эта система работает. Одновременно создаются новые электронные образовательные ресурсы.
На сегодняшний день в нашей базе данных более 100 тысяч электронных образовательных ресурсов, из них 17 тысяч – интерактивные. При этом в новых электронных образовательных ресурсах в рамках Комиссии по модернизации появляются не только чисто образовательные ресурсы, но и культурно-образовательные. Мы оцифровываем доступ в ведущие музеи, в какие-то знаковые места, которые важны для России, появляются интернет-ресурсы нового поколения, в том числе ресурсы для детей-инвалидов. Это как раз та задача, которую Вы поставили.
Помимо перечисленного наше Министерство разрабатывает комплекс мер по внедрению электронных библиотечных систем в сфере образования и науки, нацеленных на обеспечение широкого доступа студентов вузов и специалистов к учебным научным материалам.
Однако есть проблема. Большое количество создаваемых внецентрализованных проектов электронных ресурсов, строящихся на собственной идеологии программных средств и дистанционного обучения, остаются слабо востребованными после завершения проектов, потому что они создаются как бы независимо ни от чего и не соответствуют тем стандартам, которые используются в единых образовательных центрах. По этой причине мы занимаемся сейчас выработкой решений для обеспечения максимальной совместимости создаваемых электронных ресурсов.
Здесь на выставке представлено очень много интересных ресурсов. При этом часть из них ориентированы на чисто коммерческое использование, поэтому не являются открытыми. Их сложно использовать учителям, для того чтобы создавать свои собственные образовательные программы.
Мы предлагаем нашим коллегам, партнёрам из коммерческих фирм, которые работают как по нашим контрактам, так и по своей инициативе, размещать их ресурсы в нашей сети. Но при этом требуем, чтобы была возможность открытого кода, чтобы учителя могли с этими ресурсами активно работать, чтобы это был не застывший ресурс, а ресурс, который может развиваться.
Ещё одно направление, о котором Вы тоже говорили, – это внедрение в образовательных учреждениях пакета свободного программного обеспечения. За счёт средств федерального бюджета обеспечены доступ к этому пакету и техническая поддержка. Мы провели обучение, тестирование почти 80 тысяч педагогических и административных педагогических работников. И, кроме этого, подготовлено более 7,5 тысячи тьюторов, которые обучают учителей на местах.
Практически в каждом образовательном учреждении сегодня есть человек, который получил образование и может использовать, обучать свободно программному обеспечению. При этом практически в каждой школе, не в каждой, к сожалению, а в 92 процентах образовательных учреждений созданы так называемые опытные зоны по использованию свободного программного обеспечения. Это значит, что как минимум на одном компьютере это обеспечение стоит.
Что мы предполагаем делать? В соответствии с планом реализации стратегии развития информационного общества до 2011 года определено увеличение доли образовательных учреждений, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на половине компьютеров в школе. В среднем по субъекту Российской Федерации до 25 процентов – в этом году и до 35 – в 2011 году, то есть более трети образовательных учреждений в каждом регионе в 2011 году будут использовать более чем на половине компьютеров свободное программное обеспечение. Для того чтобы это двигалось, мы сохраняем финансовую поддержку расширения свободного программного обеспечения на федеральном уровне. И сохраняем не только в этом году, но и в следующем, с тем чтобы поставить распространение свободного программного обеспечения в равные условия с так называемым стандартным программным обеспечением, я имею в виду «Майкрософт» и другие достаточно распространённые программы.
При этом с целью дальнейшего развития и возможности использования свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях в 2010 году реализуется, как я уже сказал, проект обеспечения перехода общеобразовательных учреждений на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения. При этом мы поддерживаем сопровождение, развитие программных продуктов и обеспечение развития и модернизации единого государственного репозитория свободного программного обеспечения, включая размещение различных дистрибутивов операционных систем семейства Linux, которые наиболее востребованы, причём не одной, а нескольких. Это Linux, это Mandriva, Red Hat и так далее, то есть те программы, которые сегодня наиболее распространены и востребованы в России.
Особого внимания, как Вы уже сказали, требует поддержка обучения детей-инвалидов, которые не могут посещать школу. Эта часть работы была выделена специально в отдельное направление национального проекта «Образование», были выделены существенные деньги из федерального бюджета на условиях софинансирования с регионами.
В 2009 году выделен 1 миллиард и по 2,5 миллиарда в 2010-м, 2011-м и 2012 годах, с тем чтобы к концу 2012 года практически все ребята, которые не могут посещать школу, имели возможность полноценной учёбы.
«Готовность наших граждан к электронным услугам – тема, которой надо заниматься, потому что всё-таки это некая революция в голове. У нас десятки миллионов граждан регулярно пользуются интернетом. Это уже значительная часть людей. А раз они пользуются интернетом, они абсолютно способны и к получению таких услуг».
По цифрам: к 1 января 2010 года 3900 человек получали такое обучение, к концу этого года будут 8 тысяч, и, как я уже сказал, к концу 2012 года – все 30 тысяч человек. Примерно 30 тысяч ребят не могут ходить в школу и должны получать обучение на дому по России.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это корректные данные? Вы уверены в этом?
А.ФУРСЕНКО: Цифра постоянно меняется, я говорю порядок. Когда мы начинали, было 37 тысяч.
При этом создана уже сеть региональных центров. Сегодня 64 таких региональных центра обеспечивают поддержку и развитие этих услуг практически по всем регионам России. И одновременно, что очень важно, создаётся новое поколение электронных образовательных ресурсов, которые нацелены специально на этих ребят, потому что они по-другому проходят лабораторные занятия. Им надо в ряде случаев другое, не только программное обеспечение, но и компьютеры, потому что, скажем, для слабовидящих ребят требуется, чтобы была азбука Брайля на клавиатуре, и так далее. Этим тоже занимаются, этим мы занимаемся на федеральном уровне.
Успех всех перечисленных начинаний определяется наличием квалифицированных кадров. С одной стороны, это работа нашего Министерства с нашими коллегами о перераспределении бюджетных мест в пользу специальностей по информационным технологиям. Я могу сказать, что работа по пропаганде важности этого направления играет свою роль. Несмотря на демографический спад, у нас приём в 2009 году на 15 процентов превысил выпуск ребят по этим специальностям. В этом году единый государственный экзамен по информатике сдавало на 18 процентов больше ребят, чем в прошлом, притом что падение выпуска прошло на 7 процентов. Это значит, что на четверть больше ребят хотели поступать на специальности, связанные с информационными технологиями. При этом конкурс на эти специальности на сегодняшний день практически сопоставим с уровнем конкурса на экономические и гуманитарные специальности, что тоже крайне важно, то есть туда идут сильные ребята.
Одновременно с переподготовкой молодых специалистов идёт переподготовка учителей. Мы ежегодно переподготавливаем 250 тысяч учителей, причём при всех программах подготовки одна из важных составляющих требования – это требование айтишной грамотности. При этом мы вводим сейчас новую систему аттестации учителей, и не только учителей информатики. Во всех этих требованиях учитывается необходимость умения пользоваться компьютером, причём пользоваться в интересах своего предмета.
И последнее, о чём хотел сказать, – это государственные услуги. Помимо главной услуги, которую мы даём, – это качественное образование, есть ещё целый ряд направлений, за которые тоже отвечает наше Министерство. Это лицензирование образовательной деятельности, это приём в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Сегодня ребята могут подать заявления по интернету. Более того, не надо везти документы, потому что вуз может проверить достоверность документов, которые подают, достоверность экзаменов, сданных ЕГЭ, тоже по интернету – через централизованную базу данных. И государственные услуги, связанные с информацией по документам об образовании.
Одновременно мы начинаем ещё одно важное направление – это программа, которая имеет условное название «профиль учащегося». Это программа, в которой мы учитываем у учащихся все достижения, всё то, что происходит во время учёбы с ними. И реализация этого проекта позволит нам перейти от оценки достижения ученика, как сегодня есть по результатам одного экзамена, к оценке достижения ученика во время всей его учёбы, что позволит, наверное, более объективно обеспечить и приёмную кампанию в высшие и средние учебные заведения, обеспечить развитие, дальнейшее продвижение образовательной траектории каждого ученика.
Доклад закончен.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. По поводу траектории. Всё-таки когда у нас в школах будут использоваться электронные дневники и возможность доступа к ним в качестве обязательного правила?
А.ФУРСЕНКО: В качестве обязательного, мы планируем, к 2012 году. Когда школы перейдут на новую систему, эта задача будет введена. Сейчас я могу сказать, что реально есть несколько программ, и мы их анализируем, сравниваем. Я думаю, что сейчас где-то, наверное, процентов 30 школ уже в полной мере используют и электронные дневники, и учительские и совмещают их с дистанционным обучением.
Д.МЕДВЕДЕВ: Дело в том, что ведь это не настолько сложная штука, потому как сайт-то есть почти у любой школы, даже маленькой, малокомплектной, самой отдалённой, а если есть сайт, то, соответственно, можно обеспечить к нему доступ и активировать эту программу по электронному дневнику.
А.ФУРСЕНКО: Есть одна проблема, Дмитрий Анатольевич, – это проблема защиты индивидуальных данных.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это должно быть обеспечено.
А.ФУРСЕНКО: Поэтому этой проблемой мы занимаемся.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это должно быть обеспечено, но это делается при помощи достаточно обычных нехитрых средств, паролей и так далее. Займитесь этим.
И вторая вещь, которую мне бы хотелось обозначить, – по поводу интернета. Я уже давал поручение Вам, Контрольному управлению Президента. Я не могу допустить, чтобы те средства, которые когда-то были предусмотрены в федеральном бюджете, оказались выброшенными на ветер, но ещё более досадно будет, если таким образом дети, которые учатся в школе, лишатся возможности получать информацию из интернета. Поэтому если наши коллеги, которые отвечают за оплату трафика в регионах, я имею в виду губернаторов, этого не делают, то это должно быть предметом прямого реагирования, потому что, по сути, это означает перевод денег. Мы же как договаривались со всеми губернаторами? Если мы их подключаем, особенно те регионы, где этого не было, то они отвечают за оплату трафика по истечении определённого времени. Время это истекло. Да, сейчас не самая простая ситуация, но тем не менее ничего страшного нет, вполне можно эти деньги изыскивать – меньше строить бессмысленных вещей, а выделять деньги своим школам. Поэтому если эти факты будут продолжаться, по поводу отключения школ, Вы мне лично доложите, мы тогда будем уже определяться по-другому.
А.ФУРСЕНКО: Есть.
Д.МЕДВЕДЕВ: Пожалуйста, продолжим. Дмитрий Вадимович.
Д.ЗЕЛЕНИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Совета! Уважаемые приглашённые!
Прежде всего я благодарен за то, что Совет при Президенте Российской Федерации по информационному обществу проходит здесь, в Твери. Это очень важно для российских регионов, потому что прежде всего, конечно же, и цифровое неравенство у нас в Российской Федерации, если мы говорим по регионам, и использование всех информационных технологий должно идти с импульса развития субъектов Российской Федерации.
На форуме, который сегодня проходит здесь, в Твери, уже седьмой раз, в том числе представлены лучшие образцы информационных технологий, которые не только планируются к внедрению в субъектах Российской Федерации, а уже внедрены. И это позволяет многим бюджетным организациям, многим чиновникам увидеть то, что наиболее востребовано в России, если мы говорим по регионам, и наиболее просто к внедрению.
В прошлом году выставка по аналогичному форуму позволила в Тверской области уже за этот истекший год с прошлого форума внедрить некоторые программные продукты. Это многие хорошие решения по обучению инвалидов, это решения по школьным дневникам, это окончательное определение с вариантом соцкарты и многое-многое другое. Я бы отметил и Пермский край, и Татарстан, которые действительно на прошлом форуме показали свои лучшие образцы. И, конечно же, город Москва.
Хочу отметить, что такое большое участие регионов, большое участие губернаторов (огромная им благодарность за это) позволит изменить ментальность в нашем обществе у бюджетных работников, которые, конечно, пока ещё боятся подойти к информационным технологиям, к технологиям, которые используются уже в лучших учреждениях, позволит им быстрее преодолеть этот барьер.
Конечно же, я бы дополнил то, что было сказано Андреем Александровичем. Если мы говорим про образование и уверенное развитие технологий, то прежде всего должна быть обеспечена система общего образования. Если мы говорим о Тверской области, то, решая задачу в нашем регионе, мы создали 170 базовых школ, я расскажу про три этапа, и мы уже реализовали первый, находимся в окончании реализации второго и подходим к третьему. Базовых школ 170, это вплоть до 10 мегабит в секунду в каждой базовой школе. В них на первом этапе (а это было 2,5 года тому назад) обучалось чуть больше 60 процентов учеников всего региона, сейчас это 72 процента. То есть родители, ученики идут в эти базовые школы. Конечно, мы подтягиваем этот стандарт и по другим школам, но по этим школам мы достигли, я считаю, хорошего уровня.
Второй момент, который мы реализуем по этим базовым школам, – это элемент информационных центров. Это не компьютерные классы, это зоны, где ученик и в том числе учитель могут получить доступ к современным информационным технологиям, современным ресурсам. И здесь мы набрали несколько таких блоков, которые школы могут дополнительно софинансированием из регионального, из муниципального бюджетов получить в этот информационный центр. Например, создание фильмов, создание школьного телевидения, создание, скажем так, научных разработок, если мы говорим о программном обеспечении. И школы пока решают для себя, какие приоритеты им выбирать.
Ещё один очень важный момент – это специализация сельских школ. Она заключается в том, что при таких технологических возможностях сельские школы становятся технологическими центрами. И через эту систему подключения подключается и здравоохранение, и даже муниципальная власть, и образование. Поэтому здесь очень принципиальный вопрос в том, что это становится действительно технологическим ресурсным центром.
И здесь мы идём на третьем этапе дальше, говоря о том, что эти информационные ресурсы используются, в том числе в других отраслях. Например, отрасль здравоохранения. Мы через эти информационные центры внедряем помощь кабинетам здоровья. К 1 сентября мы откроем во всех школах (в 620 школах) кабинеты здоровья, которые являются основой для того, чтобы дать информацию и ученикам, и педагогам, и родителям о возможностях, которые есть в окружающем пространстве. Это и спортивные учреждения, это и медицинские учреждения со специальными врачами, это в том числе и, конечно же, принципы здорового образа жизни.
Ещё один момент (и это связь тоже этих базовых школ) – это библиотеки. Мы внедряем в сельских библиотеках деловые информационные центры, которые нужны не только самим жителям, а нужны ещё и малому предпринимательству, включая фермерство. Они получают через этот ресурс информацию, идущую от нашей Сельскохозяйственной академии, которую дают в Министерстве сельского хозяйства. И это проникновение интернет-технологий уже в сельскую местность. Библиотеке, в которой мы находимся, исполнилось в этом году 150 лет, она также является центром по сбору цифровой информации, которая обеспечена в других библиотеках, в других регионах Российской Федерации и в целом по России. И она отдаёт эту информацию этим информационным центрам в базовых школах, осуществляя тем самым единую сеть.
Конечно, мы находимся на этапах реализации этого проекта, но тем не менее лучшие примеры, а они есть уже в 25–30 процентах школ, говорят о том, что, уже получив хороший поток интернета, получив хорошее оборудование, учителя, руководители школ, директора школ уже сами видят, где им брать эту информацию. Надо дать такую возможность.
И ещё один момент, который тоже связан с информационными центрами в школах, – это непрерывное IT-образование. У нас работает очень хороший лагерь, круглогодичный лагерь, это лагерь «Компьютерия», в котором дети погружаются в мир интернета. Они создают такие образцы, которые на зависть многим нашим региональным телеканалам. Там учатся школьники от 7 до 17 лет. И, кстати, пользуясь случаем, Дмитрий Анатольевич, я хочу Вас пригласить в этот лагерь, который работает уже пятый год, и действительно это образец для многих летних лагерей.
Так вот этот процесс образования и проникновения в понимание ученика интернет-пространства дальше продолжается в течение всего учебного года как дополнительное образование в этих базовых школах через эти информационные ресурсы уже на основе коммерческого использования.
Есть две задачи, или два вопроса, которые я хотел бы поднять как проблемные и которые могут быть решены. У нас устройства для хранения образовательной информации представляют собой объём информации порядка 40 терабайт. Они заполнены у нас в регионе пока только на 1–1,5 терабайта. Есть огромное пространство для использования.
И я абсолютно согласен с Андреем Александровичем, который говорил о федеральных центрах и федеральном агентстве, которые помогают наполнять эту информацию. Но здесь мне кажется, что нужен дополнительный импульс и от других отраслей. Например, по библиотекам, по тем лучшим библиотекам, которые есть в Российской Федерации, чтобы они дали свои образовательные ресурсы, информационные ресурсы в наши региональные центры. Это позволит получить к этим ресурсам гораздо больший доступ. Сейчас я хочу сказать, что темпы наполнения хорошие, но тем не менее могут быть большими.
И ещё один момент. Персональный компьютер в будущем году отметит свое 35-летие – возраст достаточно молодой и несвободный от недостатков. Я говорю о пороках информатизации наших детей, о той информации, которая есть в интернете и к которой получают доступ наши дети. Здесь, считаю,
у школьников нужно выработать иммунитет к «информационному шлаку», которым забит интернет, чтобы они умели искать и выбирать качественную и достоверную информацию. Культура пользования информационными ресурсами, считаю, очень важный момент. Поэтому предложил бы в рамках преподавания в школах предмета «информатика» на всех уровнях обучения ввести такой спецкурс, как «культура работы с информационными ресурсами», который позволяет на раннем этапе рассказывать молодому человеку – будущему гражданину о том, от какой информации ему лучше всего ограждать себя. Это же мы делаем по медицине, но считаю, что это нужно делать и по информационному пространству.
Переход к информационному обществу, конечно, процесс социальный. Сокращая информационное неравенство в наших регионах, в наших бюджетных организациях, в сельской местности, мы сокращаем и неравенство социальное. И эта черта, эта дорога, на которой мы находимся, которой в том числе посвящён тот форум, который проходит в Твери, и наш нынешний Совет, имеет огромное общественное значение.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.
Я одну тему услышал от Вас и не очень понял. Вы сказали, что у Вас есть какие-то возможности, дополнительные ёмкости по хранению информации. Вы считаете, что они не заполняются из-за чего?
Д.ЗЕЛЕНИН: Я считаю, что те информационные ресурсы, которые существуют в мире и у нас в стране, не всегда подготовлены к тому, чтобы быть образовательными ресурсами.
Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, я не об этом. Вы сказали, что у Вас есть 40 терабайт свободной памяти. Если Вы считаете, что это много, то это не так, потому что сегодня любой компьютер персональный, который стоит на столе, он в среднем имеет полтерабайта или терабайт памяти на жёстком диске, а продвинутые имеют по два, по пять терабайт. Так что это вообще-то ёмкость 20 компьютеров, и чего в этом особенного?
Д.ЗЕЛЕНИН: Это в том числе ссылки на те ресурсы, которые есть.
Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, я просто мысли не понял, Дмитрий Вадимович, Вы объясните мне. Вы хотите это заполнить как-то?
Д.ЗЕЛЕНИН: Хочется, чтобы образовательные программы и информация об образовательных ресурсах быстрее доходила до регионов и была бы им доступна и из других отраслей, не только самой отрасли образования. Из библиотек, например.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть смысл такой: рады бы чем-то заполнить это, да нечем.
Д.ЗЕЛЕНИН: Стараемся, не всегда успеваем.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ну ладно, хорошо. Достаточно спорно это прозвучало, потому что на самом деле объём информации таков, что, в общем, никаких проблем для заполнения любых массивов сейчас не существует.
Коллеги, кто хотел бы продолжить обсуждение? Я не буду никого называть, поэтому короткие выступления и только с предложениями, что делать, без рапортов. Пожалуйста, Рустам Нургалиевич.
Р.МИННИХАНОВ: Уважаемый Президент, Вы сказали, кто и чем должен заниматься. Я хочу озвучить три задачи, которые мы поставили перед собой. Первая задача – на самом деле мы первый шаг сделали, вроде бы везде компьютерные классы, широкополосный интернет, но того результата, который мы хотим, пока ещё не получили, надо всё-таки погружаться глубже.
Наша задача – создать электронное образование. Мы определили: у нас 450 тысяч учеников и учителей, и каждый из них должен получить электронный адрес, 50 тысяч уже имеют, а остальные 400 тысяч ещё не имеют. В чём проблема?
Мы исследовали рынок оснащённости, в основном ученики имеют компьютеры, и они с желанием пользуются, – проблема в учителях. Поэтому мы приняли программу: в течение двух лет мы оснастим всех учителей ноутбуками, в этом году – 13 тысяч, всего 38 тысяч, на следующий год надо будет больше, конечно, приобрести. Но возникает следующая проблема – проблема того, что мы говорим о широкополосном интернете, и если брать те задачи, которые мы ставим на перспективу, этот широкополосный интернет недостаточен… Мы для себя определили решение, третье решение – это дойти до школ, где свыше 500 учеников, оптикой, и дать туда возможность не менее 100 мегабайт передавать информацию.
Вот эти задачи мы пытаемся за два года решить. Я думаю, что, если мы это сделаем, учитель уже будет иметь инструмент – ноутбук и дома, и на работе, и в целом дальше уже какая-то программа должна быть и по школьникам.
Вот то, что я хотел сказать.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Рустам Нургалиевич.
Знаете, я уже сказал в своём вступительном слове, что учителя почти перестали бояться компьютеров и своих учеников. Но, конечно, это не означает, что всё абсолютно гладко. Каждый регион должен для себя определить программу, по которой учителя будут в лучшей степени знакомиться с современными технологиями компьютерного образования, просто с новинками. Потому что очень быстро всё развивается, и если ученики, например, всем этим пользуются, особенно новыми программами, новыми видами компьютеров, а учителя просто не могут отличить одно от другого, это не очень хорошо. Это снижает авторитет учителя, делает учителя просто несовременным человеком. Понятно, что это имеет значение. Это не значит, что авторитет учителя должен основываться только на знании компьютера, только на использовании интернета. Но, с другой стороны, это всё-таки элемент общей культуры.
Поэтому я думаю, что в конечном счёте мы должны выйти на то, чтобы при подведении итогов, проведении аттестации учителей всё-таки этот фактор был одним из ключевых при принятии решения о том, продолжать трудовые отношения с учителем или нет. Потому что это то, что, собственно, сейчас должны знать все.
Раньше, для того чтобы стать учителем, нужно было получить базовые знания по той или иной дисциплине для учителя-предметника, например, но сейчас эти знания должны быть ещё сопряжены с использованием современной техники. Поэтому, я думаю, это нужно заложить в стандарты. Сейчас у нас это в аттестационнные позиции включено, Андрей Александрович?
А.ФУРСЕНКО: Сейчас новый подход к аттестации, это включено, но при этом оговорено было с профсоюзами, что мы должны создать условия для переобучения.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, безусловно, потому просто требовать знания, не создав условия, нельзя. То, что делают в Татарстане, – это правильно. С учителей можно требовать, но для этого обеспечьте возможность просто самим подготовиться как следует. Договорились.