Как просто обучать всех без пробелов, на хорошо и отлично?! - Николай Филиппович Леонов
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Николай Филиппович Леонов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Николай Филиппович Леонов / Блог / Как просто обучать всех без пробелов, на хорошо и отлично?!


ЗАПИСЬ #40

КОММЕНТАРИИ (38)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


03 октября 2012, 19:08, автор - хозяин блога
Николай Филиппович Леонов

Как просто обучать всех без пробелов, на хорошо и отлично?!

                                                Школа Николая Леонова             

                                              Материал прошедшего вэбинара

 

                                                                                                         Коллеги!   Что вы подумаете о человеке, который пытается забить гвоздь шляпкой в стену,   и о людях вокруг вас усердно забивающих гвозди шляпкой в стену? Современная система обучения создаёт у меня  ассоциацию сумасшедшего  дома, в котором все забивают гвозди шляпкой в стену. Все работают очень усердно в поте лица, за весь учебный год умудряются забить его порядком на 20 - 30% (это существующее качество обучения),. Ежегодно в педагогике   защищается по сотне кандидатских   и докторских диссертаций с той же направленностью  - Как лучше забивать гвоздь шляпкой в стену.   )))          Причём заметьте не ЗАБИТЬ, а ЗАБИВАТЬ!   )))  Ни кто не заботится  и  не работает на конечный  самый  высокий  результат качества! Все только  имитируют деятельность в этом направлении.

 

        Поскольку, гвоздь забивается не той стороной - то качества и эффективности  в данной системе,  в принципе не может быть!!!     Это только потому, что существующая педагогическая система - одна из многих человеческих глупостей! Как результат недоработки   системы   Я.А. Коменским. )))     

 

       Решение проблемы – создание высококачественного учебного процесса, решается весьма просто, весьма тривиально. Многие прогрессивные открытия в заезженных до невозможности   отраслях происходят при смене идеологии научного подхода к решению проблемы. Сменить идеологию подхода к образованию, перелезть через психологический барьер, сменить стереотип деятельности, выработанный веками научной мысли  многомиллионной армией педагогов это самое сложное для внедрения всякой новой эффективной   и   перспективной технологии, тем более в сфере консервативной  педагогической действительности.

 

         Давайте  посмотрим на гносеологию познавательного процесса.

 

         Ч еловеку разумному, как и многим другим живым существам, генетически с рождения присуща самообучающая  функция, без  которой он просто не смог бы выжить как вид, а тем более  создать цивилизацию. Самообучение это основа всякого развития, подчёркиваю - не обучение извне, а самообучение изнутри.

 

         Значит, имеет перспективный смысл  оседлать именно эту самообучающую функцию организма учащегося для эффективного и качественного обучения.

 

       Следовательно «педагогический гвоздь»  в принципе не нуждается  в том, чтобы  его вообще забивали, так как он генетически обладает способностью самостоятельно, без принуждения  и насилия «залезать» в стену знаний и умений. Но с точки зрения организованного процесса обучения он нуждается в разумном  управлении, его направлении в нужное место,  своевременной поддержке,   в одобрении его намерений и деятельности. Что мешает нашим старательным  педагогам перевернуть гвоздь???

 

        Это стереотип деятельности, это психологический барьер,  вокруг все забивают гвоздь так, а я что …?

 

       Перевернув «педагогический гвоздь»,  направив и поддержав его в нужном  месте, любой гвоздь сам с удовольствием лезет в стену. Фантастика?! Нет, реальность!

 

       Таким образом, процесс обучения, основанный на технологии управления самообучением (о которой пойдёт речь)  основан:

 

  1) на усовершенствованной теории обучения,

 

  2) на использовании новой педагогической идеологии,

 

  3) на другой организации учебного процесса,

 

  4) на использовании психологической системы,

 

  автоматически  управляющей эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося.

 

    Данная дидактическая система гарантирует успешность в достижении учебных целей всеми учащимися  в любом учебном заведении, на любом  учебном предмете.

 

      Действительно даёт 100% - е качество обучения.  (По сравнению с существующими   20- 30%).

 

      Технология управления самообучением позволяет:     

 

  1) полностью исключить из учебного процесса  понятия “неуспевающий” и “троечник”.

 

  2) в корне  ликвидирует оценочные конфликты  между учащимися и педагогом, Конфликтов нередко приводящих к трагическим случаям. К суицидам и покушениям на учителей.

 

  3) автоматически создаёт внимание и познавательную активность на уроке.

 

  4) исключает прогулы и опоздания на урок.

 

  5) снимает проблему дисциплины на уроке.

 

  6)автоматически  мотивирует учащихся на успешное изучение учебного предмета до конца учебного года.

 

  7) полностью убирает почву для коррупции в сфере образования.

 

   

 

                          Давайте окунёмся практически в технологию такого обучения.    

 

       Изучая этот материал, вы являетесь учащимися, занимаетесь самообучением и пришли на эту страницу учиться по данной теме, а поскольку учение это интеллектуальная работа - то вначале, как и везде на производстве  вы должны получить задание. Задание учащимся даём в виде нескольких частей.    За выполнение каждой части задания вы должны поставить себе такую оценку, которую вы обязуетесь подтвердить, если вам это будет предложено.   Вам понятно, что вы должны сделать?!

 

    И так вам задания!!!                                                                            

 

   1. Объяснить, что основой всякого образовательного процесса является  самообучение, самообразование.

 

    2.Объяснить  какие тупиковые ситуации препятствуют развитию качества образования.

 

    3. Чётко рассказать, что собой представляет учение для учащихся?  

 

         Объяснить, когда и как правильно надо давать задание учащимся и почему?

 

   4. Нарисовать контуры и их взаимопроникновение систем управления ученика и педагога.   Объяснить структуру эффективной          

 

       системы управления познавательной деятельностью учащихся.

 

   5. Чётко рассказать об организации оперативной, интенсивной, систематической обратной связи с каждым учащимся на каждом    

 

       уроке.

 

   6. Объяснить, как  рационально можно проводить корректирование знаний на уроке?

 

   7. Объяснить, как стимулировать успешность работы каждого учащегося до конца изучения предмета?

 

 

 

А теперь к ратко рассмотрим  этапы  выполнения этого  задания.

 

 

 

1.       Самообучение основа образовательного процесса

 

          Я уже говорил выше, ч то ч еловеку разумному, как и многим другим живым существам, генетически с рождения присуща самообучающая  функция, (о которой наша педагогика и не подозревает), без  которой он просто не смог бы выжить как вид, а тем более  создать цивилизацию. Самообучение это основа всякого развития, подчёркиваю - не обучение извне, а самообучение изнутри.

 

      Ошибка существующей педагогической системы в том, что детей учат, обучают, поучают, воспитывают, дрессируют. В то время как нужно направлять их познание в определённом направлении, (в соответствие с ФГОСом)  управлять качеством  их деятельности на основе использования очень интенсивной и систематической информации обратной связи (ученик-учитель). Своевременно  помогать   каждому учащемуся, встретившему трудности в формировании какого либо этапа понятия или умения.      

 

   Учащийся  – это субъект своей познавательной деятельности. Сам управляет своей учебной деятельностью и заставляет или не заставляет себя что-то освоить, понять, сформировать. Учить, обучать, поучать - это не разумно и не эффективно, так  как далеко не каждый считает, что это знание для него актуально и целесообразно. Самообучение это основа образования, основа развития, основа выживания.                                      В высококачественном учебном процессе не учат, а всего лишь направляют самообучение ученика, и своевременно помогают ему понять, освоить то, что вызывает у него затруднение.   Технология управления самообучением позволяет педагогу своевременно увидеть затруднения любого учащегося на любом этапе формирования понятия и своевременно оказать помощь в преодолении затруднений,  причём  это не зависит от  количества учащихся  в аудитории.

 

 

 

2. Существующие тупиковые ситуации развития качества  в том, что система основана:

 

  1) на авторитарной идеологии, которая является главным камнем преткновения совершенствования качества образования. Учитель зачем-то и почему-то жаждет власти??? Возможность ставить оценки олицетворяют его власть. Учитель неправильно старается удовлетворить   свою   потребность   выдвинуться, утвердиться в своей значимости перед учащимися, криком и постановкой им низких оценок.

 

  2) на психолого-педагогических теориях обучения, совершенно не рассматривающих учебный процесс с точки зрения ученика.

 

3) на незнании того, что учебный процесс – это процесс, а чтобы процесс был эффективным с высоким качеством, то им надо управлять, Управлять грамотно при отсутствии информации обратной связи об усвоении   каждого элемента изучаемого понятия  от каждого ученика просто невозможно.  

 

      Система образования - это всего лишь сфера услуг, в которой заказчиком, потребителем и  плательщиком образования являются, государство, во-вторых, работодатель,    в-третьих, гражданин. Следовательно, оценивать и контролировать  качество образовательных услуг могут и должны только три этих субъекта. Государство контролирует  и оценивает с помощью ЕГЭ, работодатель практически на производстве, гражданин, то есть учащийся (и родители), в реальном учебном процессе. Отсюда следует – абсурдность существующей ситуации в учебном процессе - не учитель должен оценивать текущие и итоговые знания и умения ученика, а, как это ни странно, сам ученик на правах потребителя и заказчика. Педагог и (ОУ) могут лишь диагностировать эффективность и качество своей работы для её регулировки. Поэтому применяемая авторитарная идеология в обучении как подрядчика к заказчику просто абсурд на уровне идиотизма.  Вы с этим согласны?! 

 

      Это значит, что теория обучения должна рассматриваться  с точки зрения учения ученика.

 

 

 

3. Что такое учение для учащихся?         Современная педагогика на этот вопрос не отвечает но, тем не менее, высосала из пальца проблему трудового воспитания школьников. Как будто учение это не труд. Учение для школьника  это  тяжёлый интеллектуальный труд, это производство знаний, причём труд далеко не лёгкий, не приятный, не интересный, это труд по принуждению, причём без какой-либо положительной мотивации его выполнения. В качестве стимула - крик учителя или родителей. Чтобы на них не повышали голос, многие учащиеся с детства обучаются увиливать - ищут способы  не выполнять эту принудиловку - списать, «заболеть», обмануть учителя, родителей. Тем самым у них вырабатывается стойкий не праведный стереотип лёгкого не трудового образа жизни.  Обман, мошенничество, подлог  основа спокойного ничегонеделания многих учащихся и студентов в любом образовательном учреждении. Такова реальность, когда гвоздь забивают шляпкой в стену.

 

Вопреки тому, что некоторые современные педагоги самоуверенно утверждают, что учить без принуждения – вредный миф.

 

Переворачиваем гвоздь и легко создаём успешный учебный процесс без принуждения извне  учащихся к учению.

 

         Коль скоро учение это работа, это производство знаний, умений, тогда взаимоотношения педагога  с учащимися должны измениться в корне  и должны быть производственными.

 

       Прейдя на работу, любой работник вначале рабочего дня получает задание. Ему объясняют, что он должен сделать, как качественно, как много, что он может использовать и что ему за это будет. За брак   ждёт  штраф, за качественное выполнение нормы он получит зарплату, за перевыполнение нормы получит премию.  Качество изготовления детали  работник всегда контролирует сам, и лишь затем выборочно проверку осуществляет ОТК (отдел технического контроля). Качество деталей произведённых работником, имеющим личное клеймо, ОТК не проверяет, он сам проверяет их гораздо придирчивее, чем ОТК.    

 

        Точно также  строим  организацию учебного  производственного  процесса.

 

 

Когда и как надо давать задание учащимся?

 

     Учащимся в начале урока даём  учебное «производственное» задание, состоящее из нескольких частей. (Также как и вам - выше). Даются критерии оценки выполнения задания. Затем чётко объясняется, как выполнять это задание. Производя работу, ученик оценивает каждую часть выполненного задания и выставляет себе оценку за каждую  часть задания, причём такую оценку, на которую он претендует и которую обязуется   защитить.

 

       Задание (оно одновременно является и классным, и домашним но только для тех кто не успел его выполнить в классе)  в виде частей нового учебного материала и  записывается  перед его объяснением.  Поэтому объяснение нового материала педагогом выступает   пояснением выполнения  учебного задания. 

 

       Кроме того, текущий изучаемый учебный материал (трудовое задание учащимся) разбивается  на   части, желательно на 5 частей.

 

Разбивка задания на части упрощает самоконтроль и поэтапно стимулирует учащегося выполнять всё задание. Это как лестница для достижения определённой высоты. Выполнив одну часть задания ученик, в конечном счете, будет иметь оценку 1 балл, выполнив на отлично 2 части задания, он будет иметь оценку 2 балла и т. д. вверх по лестнице к 5 баллам.

 

          Такой подход создаёт количественную характеристику учебной деятельности  и самооценки ученика. О качественной характеристике самооценки поговорим позже. 

 

         Все учащиеся хотят быть хорошими, быть на хорошем счету, поэтому  оценки они стараются ставить заслужено высокие. Причём доверием педагога они дорожат гораздо больше, чем величиной поставленной самооценки.

 

         Высокая  оценка, которую он сам себе ставит это и есть его стимул.  (Стимул это палка, которой погоняют оленей). Технология управления самообучением «встраивает» стимул в самого ученика, он сам себя подгоняет к наивысшему результату деятельности так же, как это делается в производственном процессе.

 

 

 

4. Принцип управления познавательной деятельностью учащихся

 

      Выполняя задание, учащийся использует личностную  систему управления своей познавательной деятельностью. Личностная система управления является системой замкнутого типа, ей свойственна цикличность управляющих действий. Это очень правильная система, она создана самой природой.  В цикл её деятельности входит:

 

 1)Постановка задачи.

 

 2) Выработка критериев достижения цели.

 

 3) Планирование деятельности.

 

 4) Поэтапное выполнение деятельности.

 

 5) Поэтапный контроль достижения цели.

 

 6) Поэтапное корректирование достижения цели.

 

 7) Итоговый контроль достижения цели.  

 

       Система управления обучением в педагогике   примитивна, потому что её никто не создавал в ней отсутствуют 5, 6, 7-й элементы цикла управления – то её вообще не логично считать системой управления.   

 

      Главная проблема существующего обучения – нет интенсивной, систематической информации  обратной связи от каждого ученика о состоянии его текущих умений и знаний. Без обратной связи невозможно управлять качеством любого процесса. Попробуйте  ехать на велосипеде с завязанными глазами, то есть без обратной связи. Очевидно, что от такой езды вы очень скоро откажитесь, В то время как учебный процесс без обратной связи «с завязанными глазами педагога»  пытаются сделать эффективным. Вам не кажется  такая деятельность абсурдной? 

 

      Откроем глаза учителю на происходящее учение. Для этого  недостающие элементы цикла управления у учителя (в технологии управления самообучением) используем из личностной системы управления ученика.   В результате мы  создали замкнутый очень эффективный  цикл управляющей системы для педагога.

 

        Созданное управление процессом  учения основано на двух согласованных контурах управления, имеющих общую цель управления. Один контур управления возглавляет учащийся, получая соответствующие  знания и умения, и регулируя их усвоение в соответствии со своей самооценкой и индивидуальными способностями. Другой  контур возглавляет педагог на основе использования результатов поэтапного самоконтроля из личностной системы управления ученика (пятый – седьмой шаг). Это обуславливает необходимость педагогического сотрудничества педагога с каждым учащимся по достижению учебной цели.  В такой двухконтурной системе управления на равных правах управляют друг другом, учащийся своими самооценками управляет учителем, а педагог своевременной помощью и моральным подкреплением управляет познавательной деятельностью учащегося.

 

        Работа каждого ученика и учителя в направлении достижения общей цели делает их равноправными партнёрами, коллегами.  Поэтому авторитарный стиль обучения ещё раз категорически неприемлем!  

 

     Таким образом ,  процесс обучения, основанный на использовании педагогом в управлении познавательной деятельности результатов из личностной системы управления учением учащихся,  есть главный ключ в решении существующей проблемы качества и эффективности образования.

 

 

 

   5. Организация, систематической обратной связи   

 

      Значит, для управления самообучением требуется получать от каждого учащегося систематическую оперативную, интенсивную и регулярную информацию о состоянии его знаний и умений. Очевидно, что такую информацию в настоящее время  невозможно  получить никакими существующими техническими средствами. Современная педагогическая наука тупо бездумно и конечно тщетно пытается устанавливать такую обратную связь с помощью тестов,  с использованием  сложной дорогой компьютерной техники и больших трудовых затрат педагога.. 

 

 Это аналогично тому, как медики удаляли бы гланды  не через рот, а через задний проход. Информацию обратной связи  на много эффективнее и проще получать на основе использования самоконтроля и самооценок знаний и умений учащихся.

 

     Организовав сбор самооценок за каждую часть задания, создаём новый вид обратной связи, при которой, не проводя традиционного контроля знаний, получаем мощную информацию об  усвоении  той  или  иной порции учебного материала всеми и каждым учащимся.

 

      Для этого надо:

 

1) создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего  правильной  самооценке знаний  учащимися;

 

2) управлять достоверностью самооценок;

 

3) создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок;

 

4) использовать полученную информацию для полной ликвидации и недопущения пробелов в знаниях и умениях каждого учащегося по изучаемому материалу в соответствии  ФГОСу .

 

      С этой целью, для уменьшения  расхождения в оценке знаний педагога  и самооценок учащихся, даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала. За показатель характеристики качества усвояемости принимаем оценку ученика (в пятибалльной системе) каждой части им подготовленного задания. Для этого ученикам предлагаем критерии оценки знаний в виде:

 

    баллом "5" оценивается ответ, показывающий знание и глубокое понимание изученного материала;

 

•         баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала;

 

•         баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное  незнание  учебного  материала;

 

•         баллом "2" оценивается ответ; обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала;

 

•         баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.

 

Выполнение каждой части учебного задания учащимся оценивается по пятибалльной системе, а округленная  средняя  арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний или умений учащегося за предыдущий урок.

 

 Это опосредованная оценка, на которую он  претендует и обязуется защитить каждую из этих оценок, если педагог ему предоставит такую возможность.

 

    Наряду с этим, выдвигаются  некие санкции,  например, в  случае  значительного  завышения оценки,  его оценка не зачитывается, а в журнале останется пустая клетка. Пустая клетка в журнале это ноль, это пробел в знаниях по данному вопросу,  это очень сильный стимул для последующей продуктивной деятельности любого ученика и, конечно, педагога. Но об этом позже.

 

    Организация сбора  и фиксации самооценок происходит следующим образом:  дома каждый учащийся после выполнения задания, независимо от того,  письменное оно или устное,  должен  поставить  себе оценку за выполнение каждой части задания. Затем записывает  эти оценки на листочке бумаги, вычисляет округлённую среднюю величину оценки, пишет свою фамилию и имя. Эти  листочки, учащиеся перед уроком сдают одному из учеников, ответственному за сбор и  оформление  информации, который  последовательно, соответственно фамилиям, записывает  получаемую информацию в специальную тетрадь в сводную ведомость или в компьютер. 

 

        В начале граф оценок каждой части задания записываются названия частей задания.

 

       Таким образом,   до начала урока педагог получает подробную, достоверную и систематизированную  информацию от всех учащихся о результатах выполнения  учебного задания  и соответственно, о качестве освоения учебного материала  каждым учащимся и всего  класса в целом.

 

  Педагог, когда приходит на занятие – то на его столе уже лежит тетрадь с цифровой информацией   кто и как освоил предыдущий материал и выполнил задания и на что претендует.

 

    Поэтому в данной технологии  на уроке нет контроля знаний, педагогу и так всё ясно.  

 

     Контроль знаний является прерогативой самого ученика. Таким образом, паразитическое время контроля знаний сводится к нулю. Теперь перед педагогом встаёт задача – помочь тем   учащимся кто в этом нуждается. Следовательно,   н а место контроля вводится следующий этап управленческого цикла - корректирование знаний учащихся.

 

 

 

6. Как проводится корректирование знаний и умений на уроке?

 

     Корректирование – это выравнивание, или поднятие знаний и умений некоторых учащихся до общего наивысшего уровня. Это-то, чего нет в существующем учебном процессе.  Происходит корректирование, как правило, с помощью учащихся, защищающих свои оценки.

 

      Фактически в структуре урока вместо существующего контроля знаний имеет место повторение, закрепление знаний с одновременной  защитой самооценок. Корректирование выполняет обучающую функцию для слабо подготовившихся учащихся. В это время педагог просит объяснить ход выполнения задания, как правило,  учащихся в основном  хорошо выполнивших это  задание, или сам объяснит то, что непонятно. Таким образом, происходит корректирование и защита самооценок.

 

       После корректирования даём новое задание и проводим объяснение выполнения задания (объяснение нового материала). Его можно проводить любыми существующими методами, способами и приёмами - развивать исследовательские навыки, создавать проектную деятельность учащихся, применять деятельностный подход, развивать творческие способности,  критическое мышление и т.д.

 

        Бывает так, что учащиеся по разным причинам имеют пропуски уроков и низкие самооценки, а значит и пробелы в знаниях по темам этих уроков. Если в какой-то клетке журнала оценки  нет, или стоит низкая оценка, то это является сигналом и педагогу и учащемуся  о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного ученика.

 

 

 

7. Что  и как стимулирует  успешность работы каждого учащегося до конца изучения предмета?

 

     Так как оценка знаний, умений производится на каждом уроке, то тем самым создаётся очень сильный стимул  для учащихся по ликвидации пропусков уроков, а значит и пробелов в знаниях.

 

       А именно:  за четверть, за полугодие, за год учащиеся выставляют себе сами округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных часов (занятий) в этот период по данному предмету.  Это та оценка, на которую они претендуют и обязуются её защитить, если им это будет предложено.

 

      Зная, что  оценка зависит  только  от него самого, учащийся прикладывает значительные усилия, чтобы довести свои знания и умения до наивысшего уровня. Учащиеся уже с первых занятий регулярно просчитывают свою итоговую оценку и стараются не допускать пропусков занятий и пробелов в знаниях даже по уважительной причине.

 

     При наличии пропуска занятия учащиеся просят принять зачёт по теме, на которой он не был, тем самым защитить свою самооценку которую надо поставить в пустую клетку журнала соответствующую теме пропущенного урока,  или просят принять зачёт, чтобы заменить низкую самооценку в журнале  более высокой.  Благодаря этому приёму все учащиеся изо всех сил стараются изучить предмет без пробелов и не иметь  итоговую оценку ниже четырёх баллов.

 

      Этот приём создаёт психологическую систему, автоматически  управляющую эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося.

 

      Наряду с этим имеет смысл проводить тематический или итоговый мониторинг с выборочной защитой итоговых самооценок. Это стимулирует активное повторение учащимися пройденного материала, что позволяет повторить и лучше закрепить в памяти учащихся знания по пройденным темам.

 

      Таким образом, технология управления самообучением создаёт организацию обучения, в которой обязательно все учащиеся начинающие изучение предмета с самого начала гарантировано не будут иметь пробелов в знаниях и умениях по всем пунктам учебной  программы, будут иметь хорошие знания и соответственно самые высокие оценки, которые они обязуются подтвердить при  итоговой проверке.

 

       Как показывает наш многолетний опыт работы,  самооценки чаще всего занижаются по сравнению с оценками учителя.

 

 Об этом также свидетельствуют  весьма достоверные, независимые исследования академика А.В.Усовой,  В.Г.Гуровой  и А.Н. Косовичевой.

 

   Учащиеся гораздо в большей мере дорожат доверием учителя, чем величиной поставленной ими самооценки.

 

       При  использовании данной технологии, педагог  изменяется функционально, он превращается из учителя в управленца - в менеджера. Учащихся не учат, они учатся сами - самообучаются. Педагог не учит, он даёт задание, объясняет, как его выполнять, получает информацию о качестве выполнения заданий и корректирует выполнение заданий. Тем самым  он управляет самообучением, самообразованием он сотрудничает с каждым учеником (с партнёром) по достижению ими общей учебной цели.

 

       В технологии управления самообучением качество обучения зависит только от педагога, от  результативности его управления качеством знаний на занятии, от правильности выбора им системы заданий, на основе которой должна быть сформирована требуемая компетентность учащихся.

 

       Система заданий должна быть создана на основе перечня требований учебной программы или  ФГОСа и должна быть прописана в программе поурочного планирования. Система заданий наряду с формированием новых компетенций обязательно должна циклически и систематически повторять пройденный материал.

 

 

 

Теперь, пожалуйста, поставьте себе оценку за выполнение каждой части задания и пришлите их  мне!   Как думаете, о чём скажут мне ваши оценки?

 

 Таким образом, я утверждаю, что нет плохих учеников – есть неправильная педагогика.  Принцип чем больше работаешь, тем результат лучше - в педагогике не работает. Качество обучения, как и везде, зависит только от применяемой технологии и от реального грамотного управления качеством.   В процессе грамотного обучения педагог должен знать, как сформирован каждый элемент изучаемого понятия или умения каждым учащимся. Без такой информации  регулировать и поддерживать  качество учебной деятельности всех учащихся не представляется возможным,  и  говорить о качестве учебного процесса не имеет смысла.

 

 

 

           Несколько о непрерывной обратной связи

 

   В ходе изложения нового материала, (объяснения выполнения задания ) с помощью несложного технического средства в режиме онлайн , без затраты учебного времени, можно получать от каждого ученика непрерывную информацию о состоянии его познавательного процесса, понимания им того, что объясняется. Это конечно фантастика для существующей педагогики, но в технологии управления самообучением это банальная реальность. На основе получаемой информации, сразу же, в режиме онлайн, производится корректирование познавательного процесса до полного понимания всеми учащимися сути объясняемого учебного материала.

 

 Существующая обучающая  деятельность учителя технологически неверна в принципе. Поэтому учителя никогда  не смогут решить педагогическую  проблему неуспеваемости учащихся без перехода на технологию управления самообучением.  

 

      Даже название профессии педагога – учитель   говорит не только о том, что его неправильно учили в вузе, но и о том, что он вообще не может работать качественно.  

 

       Более подробное теоретическое обоснование данной дидактической системы,  опыт её массового  использования  и результаты многолетней практической работы по данной   технологии описаны в моей книге «Новая  эффективная  дидактика» М.2009 Изд. «Спутник+»

 

      Тем не менее, после введения данной системы   встают педагогические проблемы высшего порядка, которые в традиционной системе обнаружить просто невозможно, но  которые легко решаются правильной постановкой обучения в технологии управления самообучением с самого начала изучения предмета.

 

Коллеги!  Пожалуйста, при  использовании данной технологии не забывайте делать ссылку на источник.

 

 Успехов вам!

 

 

                                   Автор: Леонов Николай Филиппович               

                                     





ОБСУЖДЕНИЕ


Наталья Юрьевна Савватеева2012-10-03 23:45:09 - Наталья Юрьевна Савватеева
Николай Филиппович,спасибо за статью! Согласна с Вами,но не знаю как в других школах, у нас консерваторы. С трибуны призывают внедрять,внедрять всё самое, самое ..., а на деле,шаг в сторону от учебника ( в народе сказали бы `расстрел`) - разборки с формулировкой `систематезировать работу по учебнику`.

Николай Филиппович Леонов2012-10-04 00:15:44 - Николай Филиппович Леонов

Проблема качества обучения не в учениках и не в начальстве, (шаг влево, шаг в в право) уважаемая Наталья Юрьевна, а в учительстве. В отсутствие желания преодолеть сложившийся свой и общепринятый стереотип работы (обучения). В отсутствие желания работать грамотно, на совесть, на 100% качества.
Наталья Юрьевна Савватеева2012-10-04 00:49:57 - Наталья Юрьевна Савватеева
А Вы преподаёте в школе,Николай Филиппович ?
Татьяна Ивановна .2012-10-04 02:09:48 - Татьяна Ивановна .
Ответ поисковика Интернет-магазинов
Данное издание не заявлено ни у одного поставщика...
Всё раскупили...
Gennadi ... Alechin2012-10-04 02:49:28 - Gennadi ... Alechin
Если это обилие букв свести к конкретике действий то получится...
Учащимся в начале урока даём учебное производственное задание, состоящее из нескольких частей. Даются критерии оценки выполнения задания. Затем чётко объясняется, как выполнять это задание. Производя работу, ученик оценивает каждую часть выполненного задания и выставляет себе оценку за каждую часть задания, причём такую оценку, на которую он претендует и обязуется её защитить.

В начале граф оценок каждой части задания записываются названия частей задания в виде вопросов, подзаголовков, параграфов или номеров задач.
Задание (оно одновременно является и классным и домашним) в виде частей нового учебного материала записывается перед его объяснением. Поэтому объяснение нового материала учителем выступает пояснением выполнения учебного задания. Кроме того, текущий изучаемый учебный материал (трудовое задание учащимся) разбивается на части, желательно на 5 частей.
Выполнение каждой части учебного задания учащимся оценивается по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина
этих оценок есть оценка знаний или умений учащегося за предыдущий урок.
Это опосредованная оценка, на которую он претендует и обязуется защитить каждую из этих оценок, если педагог ему предоставит такую возможность.
Наряду с этим, выдвигаются некие санкции, например, в случае значительного завышения оценки, его оценка не зачитывается, а в журнале останется пустая клетка. Пустая клетка в журнале это ноль, это пробел в знаниях по данному вопросу, это очень сильный стимул для последующей продуктивной деятельности любого ученика и, конечно, педагога.
Организация сбора и фиксации самооценок происходит следующим образом: дома каждый учащийся после выполнения задания, независимо от того, письменное оно или устное, должен поставить себе оценку за выполнение каждой части задания. Затем записывает эти оценки на листочке бумаги, вычисляет округлённую среднюю величину оценки, пишет свою фамилию и имя. Эти листочки, учащиеся перед уроком сдают одному из учеников, ответственному за сбор и оформление информации, который последовательно, соответственно фамилиям, записывает получаемую информацию в специальную тетрадь или в сводную ведомость или в компьютер.
Происходит корректирование, как правило, с помощью учащихся, защищающих свои оценки. Корректирование выполняет обучающую функцию для слабо подготовившихся учащихся. В это время педагог просит объяснить ход выполнения задания только учащихся в основном хорошо выполнивших это задание, или сам объяснит то, что непонятно. Таким образом, происходит корректирование и защита самооценок.
После корректирования даём новое задание и проводим объяснение выполнения задания (объяснение нового материала).
Так как оценка знаний, умений производится на каждом уроке, то тем самым создаётся очень сильный стимул для учащихся по ликвидации пропусков уроков, а значит и пробелов в знаниях.
А именно: за четверть, за полугодие, за год учащиеся выставляют себе сами округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных часов (занятий) в этот период по данному предмету . Это та оценка, на которую они претендуют и обязуются её защитить, если им это будет предложено.
При наличии пропуска занятия учащиеся просят принять зачёт по теме, на которой он не был, тем самым защитить свою самооценку которую надо поставить в пустую клетку журнала соответствующую теме пропущенного урока, или просят принять зачёт, чтобы заменить низкую самооценку в журнале на более высокую.
Наряду с этим имеет смысл проводить тематический или итоговый мониторинг с выборочной защитой итоговых самооценок.
Николай Филиппович Леонов2012-10-04 10:38:39 - Николай Филиппович Леонов
Спасибо, Геннадий Семёнович за конкретику, но и это обилие букв в конкретике, можно также свести до одного абзаца. Попробуйте, это не трудно.
Сожалею, уважаемая Татьяна Ивановна, я же вам ранее писал, что данная работа не продаётся и, что эту книжечку дарю бесплатно всем учителям желающим работать на 100% качества. Напишите мне свой адрес.
пользователь отключен2012-10-04 11:11:37 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Gennadi ... Alechin2012-10-04 12:14:13 - Gennadi ... Alechin
Так ваш материал вот и изложите ясно и понятно алгоритм действий
А то за деревьями не видно леса
Елена Николаевна Карпова2012-10-04 23:49:00 - Елена Николаевна Карпова
Я давно работаю по этой технологии, мой предмет физика. Время на его изучение урезано до невозможности. Спасает 100% качество обучения моих учеников только эта технология. Спасает то, что все учащиеся сами заботятся о том, чтобы всё хорошо знать. Это хорошо получается тогда, когда начинаешь изучать с детишками физику с 7 класса и ведёшь их до выпуска, в этом случае легко вести их обучение без пробелов, без троек. А когда ты берешь, чей -то класс тем хуже, если старший, у них обнаруживается столько пробелов... - это хронических двоечников.
Ирина Викторовна, об объективности самооценок можно не заботиться это надуманное понятиеи проблема. Надо говорить о приближённой достоверности оценок. Проверять достоверность всех и на каждом уроке в этом, нет ни какого смысла. Вы и так это увидите. Те, кому вы всегда ставили двойки или липовые тройки, то они освободят вас от этой миссии, они из урока в урок будут ставить себе единицы. Не переживайте дети в этом плане на много честнее чем вы думаете. Работоспособность учащихся при этой технологии увеличивается значительно. Неуспевающие и троечники исчезают почти автоматически. Но появляются проблемы более высокого порядка, которые учитель в традиционной системе не видит.
Николай Филиппович Леонов2012-10-05 07:34:56 - Николай Филиппович Леонов
Спасибо, Инна Викторовна за грамотные вопросы по сути работы. У вас вполне хватит времени на уроке довести знания и умения по изучаемой теме всех учащихся до наивысшего уровня, даже в том случае если в вашей аудитории будет учеников в десять раз больше чем сейчас. Как вы говорите `объективность оценки` - то это не самоцель для учителя на уроке. Оценки будут достаточно надёжны, причём большее их количество будет занижено по сравнению с вашей оценкой. Об этом правильно говорит Елена Николаевна.
И где взять дополнительные часы для проведения зачётов. Ответ - нигде. Надо находить время на уроке, может быть во время самостоятельной работы.
Зачёт надо проводить в кратком, в сжатом виде, и только по основным понятиям темы.
Таких желающих бывает не так уж много, можно сказать редко.
Татьяна Викторовна Макова2012-10-05 07:35:24 - Татьяна Викторовна Макова
С днем учителя
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Надежда Николаевна Архипова2012-10-11 12:24:33 - Надежда Николаевна Архипова
После выхода этой работы наша РАО может отдыхать. В математике система мониторинга и управления Леонова Н.Ф. работает очень хорошо, особенно при введении этой системы с начала изучения предмета, когда за допущенные пробелы у учащихся отвечает конкретный учитель. В этом случае действительно все учатся без троек.
Эмма Эрес-ооловна Седип2012-12-12 17:30:30 - Эмма Эрес-ооловна Седип
Пробую работать по данной методике, и раньше пробовала, но после получения книги скорректировала свои действия. Но проблемы все таки до сих пор имеются. Что делать если некоторым детям на все наплевать, на двойки которые я ставлю, за каждое домашнее задание. А некоторые ученики, ставят себе завышенную самооценку. На уроках и самостоятельных работах получается они ставят себе 4 и 5, а после проверочных, контрольных работ 2 и 3. И получается не 100% качество знаний.

Как можно достать `Демонстратор! описанный в вашем учебнике, сколько оно стоит?
Нина Алексеевна Ивашка2012-12-12 17:50:45 - Нина Алексеевна Ивашка
Скажите, Николай Филиппович, где можно приобрести Вашу книгу? Очень интересно попробовать эту технологию. Пробовала различные технологии, немного слышала и об этой, но нигде не встречала полного описания.
Николай Филиппович Леонов2012-12-15 23:16:06 - Николай Филиппович Леонов
Коллеги! Это не методика - это научно обоснованная организация доступного обучения, для всех учащихся, основанная на ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ САМООБУЧЕНИЕМ.
Правильное соблюдение технологии везде и всегда приводит к требуемому качеству. В педагогике нет технологий приводящей всех учащихся к 100% качеству, кроме ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ САМООБУЧЕНИЕМ, есть всякого рода словоблудия не правильно называемыми технологиями. Просто вас задурили `умники` терминологией. Чтобы у вас всё чётко получалось, чтобы все детишки учились без троек - прежде всего надо создать соответствующую организацию учебного процесса в соответствие с технологией. Чтобы понять, что такое технология? Возьмите у учителя труда описание технологии, например, изготовления табуретки. Если вы будете выполнять требования описанной технологии, изготавливая табуретку - то у вас получится прекрасная табуретка, а если не будете выполнять технологию, то вряд- ли она вообще получится. После того как вы научитесь не пробовать изготовлять табуретки, а изготовлять её чётко выполняя технологию изготовления - то тогда тщательно предварительно изучив ТЕХНОЛОГИЮ УПРАВЛЕНИЯ САМООБУЧЕНИЕМ - можно переходить к её практическому применению. Успехов.

Владимир Николаевич Бовин2012-12-23 17:24:51 - Владимир Николаевич Бовин
Хочу сказать, что есть такой предмет, `Основы обучения`, или - `как чему-то научиться!`
И в этом предмете рассматриваются препятствия в обучении и даются методы их преодоления!
Я сам прошёл обучение по этому курсу, и теперь могу обучать других легко и правильно по этой `технологии обучения!`
Основа обучения в этой технологи - это прояснение слов родного языка и разработанные автором -методы прояснения слов...и ещё кое-что.
Надо просто приобрести эту книгу и пройти по ней личное обучение! Любой человек всегда учится сам. При любом гениальном педагоге, ученик учится сам!
Потому, что своё понимание предмета, вы не можете `вложить` в другую голову. Пока студент не изучит материал сам и не начнёт его практически применять,... вы не получите `ценного конечного продукта.`
Буддисты говорят, что можно владеть массивами информации, при этом ничего не знать = т.е. не уметь. Блестящий ученик может легко рассказать вам теорию предмета, а если он не применял её на практике, - это значит, что он не знает то, о чём он вам рассказал без запинки. Он просто выдал вам слова из памяти, и всё!
Делание - есть знание, и нету другого Знания!
Наталья                                       2013-02-17 14:56:20 - Наталья
Если совсем просто то суть этой технологии вижу так:`На старт!Внимание! Марш за оценкой!` И обучение сводится к этому. А если я не побегу за этой оценкой. Ну не нужна мне эта 5, 4. Пусть 1, пусть пустая клетка. Неинтересно мне. И? Какой есть выход у этой технологии для такого случая?
Наталия Николаевна Куракина2013-03-23 20:15:10 - Наталия Николаевна Куракина
Вот уже три четверти работаю по этой системе. История и обществознание во всех классах. Очень сложно перестроиться именно учителю, нежели детям. Очень легко привыкают средние классы. Сложнее в старших.В процессе было много трудностей, до сих пор коллеги не хотят принимать систему самооценивания. Когда дело доходит до выведения оценок, чуть ли не до слез(на первых порах).Как в электронном журнале средняя оценка 4, а у нас 2-3? Играют роль пропуски.
Дети уже привыкли к такой системе. Есть классы, которые действительно подтянулись, стараются, есть те кто, 1-2 ставит. Но когда эти двойки в журнале появляются каждый раз, начинают беспокоится, стараются исправить хоть на 3. Эти 2 больше беспокоят администрацию, учителя.Но в целом мне всё нравиться. Работы много, но меня радует заинтересованность детей в своем успехе.Я думаю, что на следующий год будет лучше. Если только администрация не будет против, пока молчат. Но есть коллеги, которым не нравиться, что дети только историю и общество учат.Я благодарна Николаю Филипповичу за эту технологию, за книгу которую получила совершенно бесплатно.
Елена Викторовна Скориченко2013-03-23 20:39:50 - Елена Викторовна Скориченко
Николай Филиппович, очень хочется изучить Ваш опыт, нельзя ли и мне получить Вашу удивительную книгу? 356400 Ставропольский край, г.Благодарный, ул. Ленина, д 321. С уважением Скориченко Елена Викторовна.
Оксана Ивановна Мазурова2014-03-21 18:04:43 - Оксана Ивановна Мазурова
Николай Филиппович! Спасибо большое!!!Очень интересно! Хотелось бы попробовать на практике. Не найдётся ли у Вас и для меня книги? Буду чрезвычайно признательна.На всякий случай пишу адрес. 184355 Мурманская область, п.Мурмаши, ул. Мисякова, д 1, кв.19. С уважением,Мазурова Оксана Ивановна.
Григорий Григорьевич Лёвкин2014-04-14 14:51:43 - Григорий Григорьевич Лёвкин
Поддерживаю. Это очень важно для современного образования, которое из наставничества превращается в терроризм.
Оксана Ивановна Мазурова2014-04-14 17:06:06 - Оксана Ивановна Мазурова
Уважаемый Николай Филиппович! Сегодня получила книгу, спасибо огромное!!!Буду изучать)С благодарность и признательностью) Всех Благ!!
Светлана Алексеевна Сомова2014-04-21 18:17:06 - Светлана Алексеевна Сомова
как бы хотелось, чтобы все дети учились хорошо!
Николай Филиппович Леонов2014-04-25 17:58:24 - Николай Филиппович Леонов
Всё зависит только от учителя, от его грамотным владением технологией обучения, от его желания качественно обучить именно всех. И ваше хотение уважаемая Оксана Ивановна сбудется моментально!!!
Кира Анатольевна Антипова2014-04-30 04:02:09 - Кира Анатольевна Антипова
Спасибо за публикацию. С большим интересом прочитала.
Игорь Авенирович Морев2014-04-30 05:00:07 - Игорь Авенирович Морев
С чем-то соглашусь, где-то задам вопрос.
Почему самооценка в Вашей системе округлённая? Зачем? Почему самооценку нельзя сделать, например, векторной, и учитывать сразу несколько разных качеств выполненных заданий? Компьютер есть - он всё просуммирует. И оценка станет объективней, и школьникам будет интересней, и учителю будет где порезвиться душой.
Зачем Вам, Николай Филиппович, эта округлённость, это `наследие мрачных времен`?
С уважением,
Морев Игорь Авенирович, Владивосток
[email protected]
Николай Филиппович Леонов2014-04-30 19:28:47 - Николай Филиппович Леонов
Данный комментарий говорит о том, что Вы уважаемый Игорь Авенирович находитесь далеко от реального учебного процесса, поскольку сквозит речь умствующего дилетанта. Ваш вопрос -
`Почему самооценка в Вашей системе округлённая?`
Да, потому, что в журнале всего одна клетка для постановки оценки за урок! В то время как мы получаем от каждого ученика перед каждым уроком 4 - 8 оценок являющихся показателем сформированности изучаемого понятия . Такое количество оценок просто некуда их зафиксировать - нет места в классном журнале. Для эффективного управления познавательной деятельностью 4 - 8 оценок о сформированности понятия вполне достаточно.
Округлённость оценки это не `наследие мрачных времён` - организационная необходимость.
Ваш дилетантизм подтверждается вашим стремлением сделать оценку объективной. В то время как оценка в обучении никогда и нигде не была и не может быть объективной.
И ещё! Оценка величина скалярная, поэтому никогда не может быть векторной.
Компьютер, конечно, просуммирует!
Ваша далёкость от реального учебного процесса говорит о том, что вы не знаете, того что компьютеры в школах есть в основном в кабинетах информатики, а в других классах школы их, как правило, нет. Поэтому суммируют оценки и т.д. сами учащиеся.
Татьяна Дмитриевна Реутская2014-06-25 20:55:02 - Татьяна Дмитриевна Реутская
Интересно... Нужно попробовать
Алена Алексеевна Мальцева2015-10-24 08:24:08 - Алена Алексеевна Мальцева
Работаю в начальной школе. Не совсем поняла как осуществляется обратная связь на уроке СО ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ ОДНОВРЕМЕННО И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ. Может быть поможет Ваша книга?
Владимир Григорьевич Оксененко2015-10-24 08:34:27 - Владимир Григорьевич Оксененко
У нас одна технология - традиционная. В ней только один метод - ПРИНУЖДЕНИЕ. Метод оценки - ставь то, что ставят другие АВТОРИТЕТНЫЕ учителя этому ученику. Для этого придумали ЖУРНАЛ! Здесь НЕЧЕГО обсуждать. На этом стояла, стоит, и будет стоять НАША система образования. И не надо ее расшатывать!
Николай Филиппович Леонов2015-10-25 21:44:31 - Николай Филиппович Леонов
Уважаемый Владимир Григорьевич, наша система образования (традиционная), основана на ПРИНУЖДЕНИИ является ни больше, ни меньше как одна из многих человеческих глупостей, так как её качество работы составляет 25 - 30%, значит 70 - 75% это брак. Скажите, пожалуйста, на каком производстве держали бы вас с такими показателями? А в школе вас держат, да ещё платят бешенную в кавычках зарплату. )))
Эта система выгодна для традиционных учителей и преподавателей. Пришёл, дал урок, а поняли ученики или нет - учителя это не волнует, так как у него всегда виноват ученик и его родители. В то время как, изменив технологию учебного процесса (желательно с начала изучения любого предмета) легко создаётся учебный процесс без ПРИНУЖДЕНИЯ со 100% качеством обучения.
Ваша любимая ТРАДИЦИОННАЯ система приставится сразу же, как только будут платить зарплату не только за количество уроков в неделю, но и за качество обучения.
Наталья Анатольевна Жукова2015-10-25 21:51:14 - Наталья Анатольевна Жукова
Обучить всех и всему - звучит утопично. У всех разные способности и психо-физические возможности. Всегда будут гении и глупцы.
В какой системе обучили всех?
Людмила Николаевна Громакова2015-10-25 21:59:35 - Людмила Николаевна Громакова
Опробовала систему Николая Филипповича!В течении 2-х лет на уроках физики и математики! Результат поразительный!
Познавательная активность выросла в разы у `очень интеллектуально запущенных`от природы детей.Запускается механизм саморазвития! И это главное!
А на уроках геометрии и физики это дало устойчивый результат!
Спасибо,за книгу,Николай Филиппович,которую Вы мне прислали.
Я ее пропагандировала на Всероссийском слете учителей математики в Сочи в 2011 году.
Людмила Геннадьевна Бисерова2015-10-25 22:00:21 - Людмила Геннадьевна Бисерова
Уже давно известно, что любого можно научить петь, рисовать, играть на музыкальном инструменте.Согласна , можно из любого троечника сделать отличника, при условии :Даёшь каждому ученику своего личного учителя!(хотя бы в началке)
Людмила Николаевна Громакова2015-10-25 22:23:38 - Людмила Николаевна Громакова
Саморазвитие,самовоспитание,самообразование- вот,что открывает дорогу к настоящему образованию. На все это нацеливает система работы по ЛЕОНОВУ.
На эти три кита надо поставить модель системы образования.
Модель от реального объекта отличается нюансами,поправками,которые и являются `изюминками`,вносимыми каждым учителем в преподавание своего предмета.
Ирина Васильевна Власова2016-12-19 14:38:09 - Ирина Васильевна Власова
Здравствуйте, Николай Филиппович! Думаю, учиться никогда не поздно. Очень хочу изучить вашу книгу. Заранее благодарна. Мой адрес: 344004 г. Ростов-на-Дону, ул. Плеханова, 12, кв. 70 С уважением, Власова И.В.
Антонида Аркадьевна Балданова2016-12-25 10:29:33 - Антонида Аркадьевна Балданова
Доброго времени суток! Очень хочу изучить вашу книгу. в школе давно не работала - декретный отпуск. есть желание начать все по-новому. Буду рада получить ваш труд. Мой адрес: Республика Саха (Якутия). Мирнинский район, п. Чернышевский, ул. Гидростроителей, 21-17. С уважением к вам, А.А. Балданова.
Екатерина Федоровна Салова2016-12-26 22:48:09 - Екатерина Федоровна Салова
Уважаемый Николай Филиппович! Заинтересовалась Вашей системой обучения. Если можно, пожалуйста, пришлите книгу. Мой адрес: 356704 с.Белые Копани Апанасенковского района Ставропольского края, ул.Молодежная, д.3/2 Салова Екатерина Федоровна
Заранееблагодарна.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу