(
Начал писать комментарий на заметку «Оглупление?» и понял, что в комментарий не уложусь).
Онлайн-уроки высветили некоторые проблемы обычных уроков. Трудно
ли ученику удерживать внимание в течение 30 или 40 минут урока? Это
зависит от того, на чём удерживать внимание. Мы же постоянно переключаем
внимание учеников на разные виды деятельности: дети то слушают,
то говорят, то пишут… Вы говорите, «это поколение детей привыкло
удерживать внимание 5 или 7 минут»?
Не знаю, как всё «поколение», а маленькие дети (я говорю сейчас
о первом-втором классе) в принципе не способны долго «учиться» одним
способом, их психика требует переключения на другую деятельность, другой
способ учёбы. По-моему, учителя это учитывают. Я точно учитываю, иначе
бы дети или уснули прямо на уроке или разнесли со временем класс.
Но бывают исключения. Вы видели, как долго и с каким упорством
первоклассник может ковырять лёд в луже? Или таскать обрезки брёвен
и кирпичи для строительства «базы»? Вы знаете, как упорны бывают дети,
когда стремятся к своей цели? В прошлом году весной у моего первого
класса был «зачёт» для перехода во второй класс – пропрыгать на большой
скакалке-верёвке 20 раз. Одна большая девочка не очень любила прыгать
и зачёт этот сдала с большим трудом. Но потом у неё появилась цель –
попасть в «заброшку» (брошенное здание старого детского сада). Я, зная
её физические возможности, чтобы она не приставала больше, сказал:
пропрыгай 40 раз, тогда разрешу. Она стала тренироваться всё свободное
время. Через два дня она пропрыгала 80 раз подряд – чтобы самой пройти
в заброшку и провести своего друга.
С возрастом количество таких исключений растёт, дети способны
сосредотачиваться на всё более продолжительное время. В этом году
(второй класс) во время одного из учебных заданий мне по условиям этого
задания нужно было уйти из класса и вернуться через 10 минут:
я составлял слова из букв слова «остановка», дети тоже; и мы не должны
был подслушивать и подсматривать друг у друга. Предполагалось, что они 5
минут будут сочинять, а следующие 5 минут «сводить» списки вместе
(чтобы выиграть учителя). Я вернулся через 10 минут, как договаривались,
но они не успели. И мне ещё 10 минут пришлось ждать, пока они
продолжали по очереди вставать и диктовать свои слова – чтобы списки
были у всех одинаковыми. По условиям игры я могу взять список любого
ученика – даже самого слабого, поэтому они терпеливо диктовали друг
другу и заглядывали в тетрадки к отстающим: «Записал?».
Я проиграл. У меня было 25 слов, у второклассников – 27. Правда, дети
получили фору: пока они сводили списки, они ведь не сидели сложа руки,
а по ходу дела ещё торопливо до-придумывали слова; а я честно положил
свой листок на стол и терпел. Не скажу, чтобы проигрыш меня сильно
расстроил. Впрочем, мы говорили не о Крыме, а о Китае: в процессе этой
игры второклассники довольно напряжённо работали в течение 20 минут
в сумме, работали и головой и руками (писали), занимались 20 минут
подряд ОДНИМ видом (интеллектуальной!) деятельности, без участия
учителя; и я ещё и никак не мог заставить их остановиться.
Таким образом, и 30, и 40 минут активной учебной деятельности – это
не очень много, даже для второклассников. Другой вопрос, зачем вам эти
30 минут на онлайн-уроке, – что во втором классе можно делать
«по телевизору» даже 10 минут? На обычном уроке я трачу минут
5 на организацию, потом дети от меня отворачиваются (буквально: сдвигая
парты попарно) и начинают заниматься делом – учиться самостоятельно
и учить друг друга. Я не думаю, что это принципиально возможно делать
сейчас через Зум. Хотя, если мы будем продолжать учёбу нашим способом
класса так до седьмого, я думаю, там уже детей даже карантин
не остановит – они сами придумают, как им эффективно взаимодействовать
друг с другом для учёбы с минимальным присутствием учителя.
А вот если мы будем учиться «как все»*, тогда и через год, и через
пять лет будем, как все, наступать на те же самые грабли – полное
угасание учебной инициативы при малейшем отдалении от учителя. Да и
в вузе ученик будет продолжать сидеть с ракрытым клювом: «Накладывайте
мне туда знания!»
===============================
* То есть во главу угла ставить не развитие самостоятельности, а следование «программе».
Тэги:
социо-игровая режиссура урока,
Дистанционное обучение,
обучение в малых группах,
русский язык