Существует некоторая асимметрия в действиях учителя, направленных
на развитие детей. Чтение: мы постоянно понемногу что-то читаем; дети
читают по очереди и наблюдают друг за другом, видят, что кто-то читает
лучше, хотят сами научиться читать лучше. Уметь читать – очень важно;
дети видят, что учитель считает это важным.
Но ещё более важно в младшем школьном возрасте гулять: играть
с друзьями на улице, проходить пешком большие расстояния, просто ходить
или бегать без цели, лазить по деревьям или по местности со сложным
рельефом. Мы не можем поступать с гулянием так же, как с чтением:
посадить весь класс перед окном, выводить учеников по одному во двор
и просить их показать товарищам, как они умеют гулять – так же, как
мы просим их прочитать одно-два предложения при всём классе.
Чтобы дети увидели, что для учителя это важно – много гулять
на улице, нет другого способа показать детям эту важность, кроме как
взять и пойти со всем классом куда-то далеко-далеко и делать это
постоянно: и зимой, и летом, и осенью. Цели могут быть разные: экскурсия
для знакомства с ледоколом «Ангара»; кормление диких уточек или почти
уже ручных белочек; околачивание и поедание диких груш; поиск приятных
мест в городе – каких-то рощ, парков на расстоянии «пешей доступности»
от школы, где можно отдохнуть, полазить по детской площадке, слепить
снеговика или просто поваляться на траве.
Идеальная схема работы для начальной школы – до обеда 4 часа учимся,
после обеда 2-3 часа гуляем. Для достижения этого идеала с детьми должны
работать как минимум два взрослых человека – учитель и воспитатель
«продлёнки». Потому что один (одинокий) учитель начальной школы просто
не успеет приготовить уроки к следующему учебному дню по нескольким
предметам, если будет с детьми целый день. Либо он начнёт болеть. Либо
халтурить. В некоторых школах бывает по два учителя, в некоторых нет –
это зависит от нескольких факторов: от воли директора и педсовета, от
«экономики», от желания родителей, даже от инфраструктуры города.
«Нормой», наверное, сегодня нужно всё-таки считать, когда на классе
учитель один. И тогда эта схема работы – 4 часа учимся, 2 часа гуляем –
пропорционально должна уменьшаться: 3 часа учимся, 1 час гуляем,
например (а лучше полтора часа гуляем – два урока по 45 минут).
Но в школьной программе нет такого урока – «гуляем». Хотя
в вальдорфской школе есть – после главного урока обязательная прогулка
во дворе школы в течение 20-30 минут. Но это количество гуляния
не укладывается в «здоровую» пропорцию. Поэтому учителя начинают сами
искать (изыскивать) возможности по оздоровлению бедных замученных
городских детей. Например, взять и изъять целый день в каждой неделе
из классно-урочной системы и провести этот день с классом в лесу
(в роще). Или не целый день, а 2-3 урока для дальней прогулки.
Тогда сразу возникает вопрос учебного плана – на какие-то уроки
в неделю станет меньше часов. Удлинять учебный день для младших
школьников – дело совершенно неприемлемое, получится, что ради
оздоровления (увеличения времени на открытом воздухе) мы будем
увеличивать интенсивность нагрузки в классе. Поэтому приходится
выбирать: литература, математика и английский или прогулка в роще
(то есть «окружающий мир» на практике). И всегда будут родители, которые
скажут: мы пришли в школу учиться, гулять мы можем и дома.
Ну, тут ничего не сделаешь, я говорю таким родителям: вы пришли
в школу учиться в том числе и этому – приоритетам; и если я не буду
учить детей (практически! на словах этому не научишь!), что движение
на воздухе для них сейчас важнее всего, то к шестому классу половина
из них приобретёт «смартфонную зависимость», например. Или
что-то похуже. И самое сложное здесь в том, что невозможно учить
приоритетам индивидуально: ты пойди погуляй, а ты посиди в классе
и почитай книгу, так как ты и так много дома гуляешь.
Чтению и счёту учить индивидуально можно. Воспитательному приоритету –
нет, это дело очень «коллективнозависимое»: как только кто-то один
скажет «что-то у меня сегодня горло хрипит, можно я на прогулку
не пойду», так сразу же назавтра полкласса найдёт причины не ходить
на прогулку. Да, когда мы уже ушли далеко от школы, дети вполне довольны
и счастливы, это вроде как приключение. Но для того чтобы туда попасть,
в это счастливое место, нужно определённое волевое усилие – а зимой это
ещё и нудное переодевание в тёплую уличную одежду.
Поэтому мы возвращаемся к вопросу из статьи «Ни чему не следует учить»:
что именно «не успевают» делать из-за пропущенных уроков и кто
не успевает – учитель или дети? Нет, возвращаемся к этому вопросу,
конечно, не потому что дети долго переодеваются зимой для прогулки.
А потому что прогулка важнее уроков; а пропуск уроков («нехватка часов»
по учебному плану) совершенно на развитие детей не влияет. Если быть
совсем уж точным, то потеря 80% часов повлияет, наверное. Но мы
же говорим о каких-то 20%.
Тэги:
начальная школа,
чтение,
русский язык,
математика,
прогулки