Статья
Развитие речи дошкольника
Свободное и непринужденное общение детей
со взрослыми и сверстниками зависит от умения выражать свои мысли в слух.
Особенно важно это для детей, вступающих в новый для них школьный мир.
Недостатки речи сказываются на умственном и психологическом развитии детей.
Плохо говорящий ребенок часто стесняется
разговаривать, избегает игр и общения с другими детьми.
Именно по этой причине он нередко становится
раздражительным, замкнутым и неуверенным в себе.
Наиболее часто дети путают или не
умеют
правильно произносить согласные
звуки: з (зэ), с (эс), л (эль), р (эр), ж (жэ),
и ш (ша). Чтобы это понять можно проверить произношение ребенка на
чистоговорках.
Работать
с чистоговорками рекомендуется следующем образом: прочитайте ему чистоговорку и
проговорите ее вместе с ребенком несколько раз. Тренируйтесь до тех пор пока у
ребенка сохраняется интерес к этому занятию. Затем попросите его произнести
чистоговорку самостоятельно.
Если ребенку удалось ее запомнить и
произнести правильно, похвалите его. В случае неудачи так же не забудьте
похвалить за старание и обязательно отметьте то, что у него уже получилось.
В следующий раз постарайтесь достигнуть или
приблизиться к достижению заданной цели: заучить и отработать эту чистоговорку.
Последующие занятия так же начинайте с
повторения понравившихся чистоговорок, и лишь затем переходите к другим
заданиям. Если после выполненных упражнений произношение одного или нескольких
звуков все еще вызывает у ребенка затруднение, обратитесь к
специалисту-логопеду или отложите это задание на несколько месяцев.
Для того чтобы выработать у ребенка хорошее
произношение, можно использовать скороговорки – это не только поможет ребенку
научиться правильно произносить слова, но и поможет ему выработать хорошую
дикцию.
Прочитайте скороговорку в слух несколько
раз. Объясните, что первый раз скороговорку нужно читать медленно, но с каждым
следующим разом необходимо стараться увеличить темп.
Сначала нужно отработать скороговорку, ну
делать это нужно постепенно, не старайтесь, чтобы ребенок выполнил ее сразу и
без ошибок. Выберите те скороговорки, которые понравились ребенку и предложите
ему посоревноваться с вами: Кто быстрее?
По очереди произносите каждую из скороговорок. В первый раз
проговаривайте скороговорку медленно, но с каждым разом старайтесь увеличить
темп. Тот, кто быстрее всего безошибочно произносить скороговорку, победил.
Для закрепления произношения звука можно
поиграть в игру «Слова». Правила игры таковы: вы с ребенком по очереди
произносите слова, начинающиеся на какую-то букву. Лучше, если этой буквой
окажется та, произношение которой вы только что отработали.
Во время игры периодически спрашивайте у
ребенка, что означает то или иное слово.
Можно немного усложнить задание и поиграть в
«Города», «Животных», «Растения» и т.п. В этих случаях также уместно
периодически интересоваться, что именно он знает об этом городе, животном и
т.д.
Если вы понимаете, что словарный запас вашего
ребенка уже достаточно велик, попробуйте составить вместе с ним коротенькие
предложения, все слова в которых будут начинаться на одну букву. Например:
Прекрасная Полина поливает примулы.
Чтобы ребенок научился выделять характерные
признаки
предметов и отгадывать предметы
по их описанию, что будет способствовать развитию образного
и логического мышления загадывайте ребенку
загадки.
В основе загадок
лежит
принцип описания свойств и
особенностей предметов, характерных именно для него.
Чтобы ребенок лучше понял сущность загадок,
попросите его описать какой-нибудь предмет. Объясните ему, что наиболее яркие
особенности могут лечь в основу загадки. Предложите составить загадку об этом
предмете (например: круглый, большой, резиновый, скачет – мяч). Не забудь
похвалить ребенка.
Через какое-то время
ваш ребенок сможет придумывать более сложные и интересные загадки.
Более сложный вид загадок – загадки-обманки.
Так называют загадки, в которых зарифмована заведомо неправильная, обычно
смешная, отгадка.
Подобные загадки часто называют
«нескладушками», потому, что загаданное слово не имеет своей рифмы.
Отгадывание загадок – обманок позволить ребенку научиться
концентрировать внимание и будет способствовать развитию у него логического
мышления.
После того, как ребенок отгадает все
загадки, предложите ему выучить наиболее понравившиеся из них наизусть. Ведь с
каждым новым выученным стихотворением память ребенка будет улучшаться.
Попробуйте научить ребенка рифмовать слова.
Именно рифмуя слова, ребенок научится чувствовать мелодию слова, сможет лучше
узнать наш богатый и насыщенный язык.
Научиться придумывать рифмы ребенку могут помочь загадки дорифмовки .
После обсудите с
ребенком каждую дорифмовку и убедитесь в том, что он понял их смысл. Предложите
ребенку выучить наиболее понравившиеся дорифмовки наизусть. Это послужит
хорошей тренировкой для его памяти. Однако прежде чем приступить к загадкам -
дорифмовкам, предложите ребенку поиграть в рифмы, расскажите ему, что рифмующими
мы называем те слова, которые созвучны друг другу. Чащу всего 2-3 последние
буквы у таких слов бывают одинаковыми, после предложите зарифмовать несколько
слов (палка - …, , белка- … и т.п.)
Познакомьте ребенка со
словами – синонимами, т.к. знание этих слов и умение пользоваться ими обогащает
речь и делает ее более интересной, меткой и содержательной, что особенно
пригодится при последующем изучении иностранных языков. Рассказывая о словах,
близких по значению, не нужно предлагать ребенку заучивать их научное название –
синонимы. Важно, дать ему представление о том, что это явление есть в
литературе. Чем более похожих по значению слов научится подбирать ваш ребенок,
тем богаче, красивее, интереснее и живее станет его речь. Если ребенок
допускает ошибки, поправьте его и объясните, что он сказал неправильно.
Разобравшись с похожими
словами, можно перейти к словам противоположностям, т.е. антонимам. Объясните
ребенку, что значит «слова с противоположным значение», убедившись, что ребенок
вас понял, попросите его подобрать противоположные значения к какому-нибудь
слову – перечень слов с противоположными значениями огромен. Важно донести до
ребенка что почти для каждого слова, характеризующего качество явления или
предмета, существует слово с противоположным значением.
Старайтесь проводить все занятия и
упражнения в виде игры. В зависимости от возраста и психологических
особенностей ребенка занятия не должны продолжаться не более 15-30 минут (за
исключением тех случаев, когда ребенок сам настойчиво просит продолжить игру).
Игровой подход необходим для выработки у дошкольника позитивного отношения к
процессу обучения.
Во
время занятий необходимо поддерживать благожелательную рабочую обстановку, а
само занятие
с ребенком должно
рассматриваться им как поощрение за его поведение, старание и трудолюбие.
Особое внимание обращайте на задания,
вызвавшие затруднения у ребенка. В этом случае предложите ему выполнить
аналогичное, но более простое задание и не забудьте похвалить его в случае
успеха.
Помните, что ваш ребенок - маленький
гений, и научите его верит в это.
И
самое главное – будьте терпеливыми и доброжелательными при всех его успехах и
неудачах, тогда и только тогда вам удастся достигнуть основную цель всех своих
занятий
- подготовить ребенка к успешным
занятиям в школе.