Полезные
советы родителям гиперактивных детей, предложенных доктором Д. Реншоу.
1. Проявляйте
последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер
наказания.
2. Следите за своей речью,
говорите медленно, спокойным тоном.
Чувство гнева и возмущения -
это нормальное явление, но оно поддаётся контролюисовсем не означает, что вы не
любите своего ребёнка.
3. Старайтесь, по
возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укpeпляя нервы для
того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.
Обращайте внимание и
реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы
незначительны они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.
4. Избегайте непрерывного
отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: «Нет», «Прекрати»,
«Нельзя».
5. Отличайте формы поведения,
которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например,
советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь
грязь по всему дому».
б. Предлагайте ребёнку очень
чёткое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором
определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора, для
занятий, работы по дому и отхода ко сну. Следуя этому расписанию, проявляйте
гибкость и упорство, так как ребёнок всё равно будет его нарушать. Постепенно
такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретёт
уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.
7. Учите ребёнка выполнять
новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий
с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он
не научится выполнять их так, как надо.
Для закрепления различных
навыков и умений ребёнку с повышенной активностью требуется больше времени,
чем здоровым детям. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение
снова и снова.
8. Постарайтесь выделить для
ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой
территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её
оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую
пустую стену, на которой ничего его не отвлекает. Простота, ясные, спокойные
цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание. Ребёнок, у которого повышена
активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать
так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.
9. Предлагайте ребёнку не
больше одного дела одновременно; давайте ему только одну-единственную игрушку;
прежде чем он займётся раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее; когда ребёнок
садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.
10. Определите для ребёнка
круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития.
Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей
следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Советую отмечать и
хвалить усилия ребёнка, даже если результаты далеки от совершенства.
11. Старайтесь расшифровывать
сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно
вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь
его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно
увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в «священную рощу» - его
комнату.
12. Ограничивайте число
товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того,
что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в
дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на
направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие
в вашем доме.
13. Старайтесь не проявлять к
ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте
своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его
нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся улучшению и
управлению.
14. Помните названия и дозы
лекарств, которые выписаны ребёнку. Давайте их регулярно. Следите за их
воздействием на ребёнка и сообщайте об этом лечащему врачу.
Часто гиперактивные дети
талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей,
например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо,
Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского,
Достоевского
Коррекционная работа с
гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
1.
Стабилизация обстановки в семье ребенка,
его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить
возникновение новых конфликтных ситуаций.
Возможно, для решения этой
непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто
в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее
напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее
выбраться…
Улучшение состояния ребенка с
гиперактивностью зависит не только от специально назначаемого лечения, но в
значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного
отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они
поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных
особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями.
Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения
члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.
В воспитании ребенка с
гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления
чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований,
которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и
наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения
родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.
Необходимо избегать
переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений,
чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости
в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во
время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.
Гиперактивному ребенку как
воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно,
олицетворяющий постоянство условий существования.
2.
Не жалейте усилий на то, чтобы
сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации,
способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него
чувство ответственности за собственные поступки.
Для того чтобы добиться
улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка
необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и
раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей
должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает
работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола,
двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.
Каждый раз ребенку следует
давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.
Эффективный способ
напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями
самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два
наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить.
После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на
специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на
холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в
письменной, но и образной форме, т. е. можно сделать рисунки, соответствующие
содержанию предстоящих дел
(например,
«Помой посуду» – изображение тарелки). После выполнения соответствующего
поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.
Еще один способ воспитания
навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для
занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов
(зеленые по природоведению, красные
по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда
тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При
необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее
пройденному учебному материалу.
Для наведения порядка в
комнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоим
красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый. Значительная по
площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или
наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить
поставленную задачу.
3.
Как научить ребенка с гиперактивностью
уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю
собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия
с людьми?
Правила поведения, которые
предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными,
предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за
хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил
повлечет за собой санкцию
(временная
отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр
телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и
высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.
При необходимости изменить
поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на
определенный период времени.
Для развития тонкой моторики
и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия
хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ
(но не силовой борьбой, боксом – т.
к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к
перевозбуждению).
4.
Добивайтесь повышения у ребенка
самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков,
достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны
личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки,
с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.