Использование
мнемотаблиц в работе с детьми
дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,
речи и
других психических процессов.
Без памяти человек не сможет ничего изобрести,
не сможет скомбинировать и двух идей.
Вольтер.
Человечество уже давно осознало, насколько важна
хорошая память для успешной карьеры, для достижения высоких результатов во
многих видах деятельности человека.
Однако только в настоящее время развитие процессов памяти получило
заслуженное внимание и с каждым годом приобретает все более широкую популярность. Именно совершенствование
процессов памяти ставят во главе дальнейшего развития человечества.
Что же включает в себя понятие «память» и как ее можно
эффективно развивать в дошкольном
возрасте?
Память – это процесс запечатления, сохранения и
воспроизведения какой-либо информации. Человеческая память устроена таким
образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития
памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного
мышления. Недаром весь процесс обучения детей должен строиться на интересе,
который активизирует внимание и заставляет ребенка непроизвольно запоминать то,
что он только что наблюдал. Одним из средств такого наблюдения, построенного на
интересе, является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания,
направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных
ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти
(зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания,
воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной
деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в
обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность,
т.к. становится актуальным.
Мнемотехника предполагает развитие всей творческой
личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения.
В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает
воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в
стихах, сказках, рассказах взрослого. Именно образы (конкретных людей, явлений
природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий) лежат в
основе запоминания. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные
связи, делает выводы.
Использование образов (или ЭЙДОСОВ , как их называли древние греки) и
образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого
мышления, воображения, внимания. Многочисленные эксперименты показывают, что
резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической (образной) памяти. Отсюда
и название одного из направлений психологии – эйдетизма, занимающегося
развитием образной памяти. Эйдотехника помогает
развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним
символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки
предмета, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для
наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с
мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и
эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и
эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена
определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный
интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут
в мире фантазий и мечтаний.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
·
развитие основных
психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления,
а также речи;
·
отработка
различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);
·
развитие
воображения, смекалки, фантазии;
·
развитие мелкой
моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц
и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие
зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа
(сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные
образы и связать все это в одно целое.
В мнемотаблицу можно заложить различную информацию.
Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных
текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной
лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем
схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы,
различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей
мнемотаблицы.
Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап
.
Рассматривание таблицы целиком.
Цели – развитие внимания, зрительной памяти.
На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому,
что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».
2 этап.
«Оживление», т.е.
превращение картинок-значков в
конкретные образы (перекодирование информации).
Цели – развитие образного восприятия, воображения;
расширение словарного запаса, развитие устной речи.
Один и тот же значок может быть похож на самые
разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой
собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.
3 этап
. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».
Цели – развитие образного и логического мышления,
воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
На этом этапе зрительные образы выстраиваются в
определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций.
Ребенок выстраивает логическую цепочку из
предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый
сюжет. Происходит отработка метода запоминания.
4 этап
. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы
(для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной
мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти
(без зрительного контроля).
Цели – развитие зрительной и слуховой памяти,
пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.
На этом этапе происходит воспроизведение полученной
информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить
все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той
последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень
помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.
В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка
не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета
(или несколько образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные
анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная
взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать
память, мыслительные и речевые процессы
детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и
восприятии того или иного предмета
Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных
стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим
темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами
Их можно использовать при проведении
пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр
При составлении мнемотаблицы необходимо учитывать, чтобы
она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут
ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и
результат!