Темы классного часа
для учащихся 5-9 классов
Цель классного часа:
познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над
проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию навыка
работы с документом.
Задачи:
передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.
Методы:
беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра.
Темы: «Уважать себя - уважать другого». Конвенция о правах ребенка
о праве на защиту от незаконного вмешательства и посягательств на честь и репутацию ребенка. Защита права на чувство собственного достоинства. Чем люди отличаются друг от друга? Право на страже индивидуальных различий. Встреча с представителями общественных организаций (детских благотворительных фондов, организаций инвалидов, ветеранов и т.д.).
«Что такое закон и для чего он нужен?». Отличие законов от пра
вил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка.
Встреча с представителями местного законодательного органа власти (ду
мы, законодательного собрания, совета депутатов и т.д.). Создание законов (на примере закона выдуманного островного государства).
«Школьное самоуправление». Право ребенка на участие в управ
лении образовательным учреждением. Кто управляет нашей школой? Уча
стие родителей в управлении школой. Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Виды самоуправления. Устав школы о школьном само
управлении. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно
быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления.
«Право и свобода». Что такое свобода? Свободы ребенка, закреп
ленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и
свобод по закону. Это сложное право быть свободным.
«Право и здоровье». Конвенция о правах ребенка о праве на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый
образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здоро
вого образа жизни. Памятка: «Как защитить свое право на здоровье».
«Нарушения закона». Государство на страже закона (правоохрани
тельные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка.
Написание жалобы прокурору. Правонарушения подростков и их возмож
ные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «Как не стать соучастником преступления?».
«Имею право и могу им воспользоваться». Конвенция о правах ребенка о совершеннолетии. Правоспособность и дееспособность. Частичная
дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав,
уполномоченные по правам человека, правозащитные организации и т.д.).
Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться ...» и «Не
су ответственность по закону...».
«Мое право на образование». Конвенция о правах ребенка о праве
на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Где можно получить образование? Кто платит за мое бесплатное школьное образование? Возможности получения дополнитель
ного образования. Встреча с представителями управления образованием, работниками учреждений дополнительного и профессионального образо
вания и др.
«За помощью к юристу». Конвенция о правах ребенка о праве на правовую помощь. В каких случаях необходима профессиональная по
мощь? Юридические профессии. Как найти нужного специалиста? Встреча с представителями различных юридических профессий. Памятка «Готовясь встретиться с юристом...».
«Как не стать жертвой преступления». Преступления против
личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты
(на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов, психологами, социальными педагогами. Состав
ление общих правил безопасности.
«Все - в суд?!». Право на справедливый суд. В каких случаях следует обращаться в суд? В какой именно суд следует обращаться? Защита
своих прав в суде. Мое право на адвоката. Встреча с работниками суда, ад
вокатами, прокурорами. Составляем исковое заявление. Экскурсия в суд.