Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего
возраста к дошкольной образовательной организации
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями
воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада. Сотрудничество
с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного
воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Социализация маленького ребёнка начинается с семьи.
А затем это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Вопрос о том,
отдавать ребёнка в детский сад или нет, многие современные семьи решают в
пользу детского сада. Именно в детском саду ребёнок учиться общаться с
незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения,
учиться жить в обществе.
Процесс поступления ребенка в дошкольную
образовательную организацию происходит, как правило, с трудом. И это касается
не только детей, но и их родителей. У родителей возникает тревожность,
беспокойство за своего малыша. Эмоциональная
реакция родителей на поведение ребёнка в период адаптации часто усугубляет
ситуацию. Повышенной тревожности, страхам, недоверию родителей способствует
закрытость дошкольных учреждений. У
родителей, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам
дошкольной образовательной организации
,
усиливается чувство тревоги и ожидание чего - то плохого. В результате родители
часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорируют рекомендации сотрудников детского сада, часто
создают конфликтные ситуации. Таким образом, период адаптации ребёнка и семьи
затягивается на неопределённый срок.
Вопросы взаимодействия с родителями в период
адаптации детей к условиям
дошкольной
образовательной организации
рассматривались
в работах Н.М. Аксариной, Р. В. Танковой-Ямпольской, Н. Ватутиной и
других. Авторы единодушно пришли к
выводу, что в период адаптации
немаловажная роль отводится работе воспитателя с семьей ребенка.
Если
родители будут доверять и взаимодействовать с работниками детского сада, адаптация
ребёнка пройдёт быстрее и легче.
Для того чтобы ребёнок мог по возможности
быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в
семье необходимо готовить его к поступлению в
дошкольную образовательную организацию
.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования сформулирована задача по организации работы с семьей, которая
предполагает обеспечение согласованности
действий родителей и воспитателей, общности подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Для решения этой задачи в педагогической практике
разработаны разные формы взаимодействия с семьей, которые можно разделить на
следующие направления: информационно-аналитические, познавательные, досуговые,
наглядно-информационные.
К информационно-аналитическим
относятся: проведение анкетирования, опросов, «Почтовый ящик» (куда родители в
письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).
Контакты
с родителями детей раннего возраста в детском саду начинаются уже с того
момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника. В это
время организуется первичное знакомство с родителями малыша, в ходе которого
проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи.
Используя
анкеты, опросники можно получить информацию о привычках ребенка, его интересах.
В дальнейшем такая информация поможет лучше найти подход к малышу, учесть его
индивидуальные особенности, по возможности смягчить процесс адаптации ребенка к
детскому саду. Эти формы работы позволяют педагогам выяснить образовательные
потребности родителей, установить с ними контакт.
Познавательные формы работы – к ним
мы относим: консультации, родительские собрания, семинары, круглые столы.
Основная цель этих мероприятий - повышении
психолого -педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с
возрастными и психологическими особенностями детей. Эти формы работы могут так
же успешно использоваться в период адаптации детей раннего возраста.
Наиболее целесообразно в группах раннего
возраста проведение индивидуальных консультаций и беседы с родителями. Так как
процесс адаптации у каждого ребенка протекает индивидуально, то и рекомендации,
которые может дать воспитатель, медицинский работник, психолог должны быть
индивидуальными. Эта форма работы активно используется в период пребывания
ребенка в дошкольном учреждении. Но мы можем предположить, что консультации для родителей целесообразно
проводить еще до поступления детей в группу детского сада. В ходе таких консультаций можно познакомить родителей с тем, как
подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Например, для родителей вновь поступающих детей можно
провести консультацию по теме:
«Адаптируемся вместе». В ходе консультации можно
познакомить
родителей с понятием адаптации ребёнка к дошкольному образовательному
учреждению, обозначить основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, и
наметить пути их решения. Выработать
стратегию адаптации, которой родители должны придерживаться и в семье, а
затем и в группе детского сада. Очень важно, чтобы
первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке
близкого человека.
Одной из важных форм этого
направления являются родительские собрания. Родительское собрание, как правило,
посвящается важной теме, соответствующей углубленной работе в группе, решение
которой возможно при объединении усилий педагогов и родителей. Например, можно
спланировать проведение родительского
собрания на тему:
«В детский сад без слёз!».
На таком собрании можно обсудить условия успешного прохождения
детьми адаптационного периода и
наладить
взаимодействие сотрудников
дошкольной образовательной организации
с
родителями, установить партнерские отношения, снизить эмоциональное напряжение.
Педагогический семинар для родителей. Эта форма работы предполагает не
только знакомство с теорией рассматриваемого вопроса, но и практические задания
для его участников. Данный вид работы проводится не очень часто. Для родителей
детей, посещающих группы раннего возраста это могут быть семинары – практикумы,
например одно из интересных направлений
«Путешествие в страну Сенсорику»,
где в
игре-путешествии
пройдёт работа по
обогащению родительских представлений о сенсорном
развитии детей раннего возраста.
Круглый стол
– эта форма работы, предполагающая общение родителей и педагогов, родителей и
родителей и т.д. по важной для них теме. В процессе проведения такой формы
взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями,
обсуждают актуальные проблемы, например
"Организация развития речи детей раннего
возраста в семье"
, где происходит
вовлечение
родителей в совместное с детьми общение.
«Дни открытых дверей». Эта форма работы не очень актуальна для групп
раннего возраста. Однако, она может быть использована на этапе предшествующим
поступлению ребенка в детский сад, когда родители вместе с малышом могут прийти
и посмотреть прогулку детей, посещающих группу. Таким образом ребенок заранее
может уже увидеть обстановку детского сада и в дальнейшем освоение пространства детского сада не будет для
него новым.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные между родителями и детьми. К таким мероприятиям в группах раннего
возраста мы относим праздники. Не сразу родители становятся полноправными
участниками таких мероприятий. Это обусловлено возрастом детей. Но по мере
адаптации малышей эта форма работы активно используется.
Наглядно -
информационные формы играют роль
опосредованного общения между педагогами и родителями. Главная задача
наглядно-информационных форм работы - познакомить родителей с содержанием и
методами работы с детьми раннего возраста.
Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде
буклетов, листовок, памяток, групповой газеты детского сада.
Тематика
должна соответствовать
характеристике развития детей данного возраста, задачам обучения в конкретной возрастной группе.
На стендах для
родителей целесообразно помещать
советы,
как интересно и с пользой
провести время с ребёнком, организовать совместную творческую
деятельность. Можно предложить родителям
памятки - рекомендации, папки –
передвижки, это поможет
активировать и обогатить
воспитательные умения родителей, поддержит их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Современным способом общения педагогов и родителей является сайт
дошкольной образовательной организации
, группового сайта, страничка в социальных
сетях.
В наше время у всех родителей есть возможность получить доступ к
информации. Посредством этих средств коммуникации родители могут получить
необходимую педагогическую информацию, увидеть своего малыша в процессе
организации различных видов
деятельности,
режимных моментов, занятий.
Своевременно
получить важные уведомления.
Благодаря
современным
средствам коммуникации
устанавливается связь: педагог – родитель, родитель – родитель, родитель –
ребенок.
Итак,
можно сделать вывод, что использование разных форм взаимодействия с семьей
может способствовать улучшению процесса адаптации детей к условиям
дошкольной образовательной организации
.
Тэги:
взаимодействие с родителями