Статья:
«Развивающие игры с блоками Дьенеша для дошкольников».Воспитатель Ермолаева
Ю.А..
Для
работы с детьми в детском саду существует огромное количество разнообоазных
дидактических материалов, однако возможность формировать важные для
умственного, математического и мыслительного умения дают не многие. Наиболее
эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки
позволяют овладеть мыслительными операциями и действиями: классификация,
обобщение, кодирование и т.д. они позволяют:
1)
Ознакомить детей со свойствами предметов, цветом, формой и размером.
2)
Развить мысдительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать,
обобщать, абстрагировать.
3)
Усвоить навыки алгритмической культуры мышления.
4)
Развить познавательные процессы (восприятие, память, воображение, внимание).
5)
Развить творческие способности.
Комплект
дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с 4
свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной.
В
работе с детьми я поставила перед собой цель формировать у детей умение
отличать цвет, форму, размер предметов.
Для
реализации цели я поставила следующие задачи:
1).
Знакомить детей с сенсорными эталонами.
2).
Знакомить детей со знаками-символами, схемами.
3).
Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать и обобщать свойства предметов.
4).
Упражнять в решении логических задач.
5).
Развивать интеллектуальные способности.
6).
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, речь,
воображение и память.
Для
работы с детьми я создала условия:
1).
Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками.
2).
Изготовила игры с блоками.
3).
Сделала схемы, карточки по работе с блоками.
4).
Создала перспективное планирование.
Опыт
работы я строила на следующих принципах:
1).
Принцип систематичности и последовательности.
2).
Принцип наглядности.
3).
Принцип доступности.
4).
Принцип индивидуального подхода.
На
первом этапе с детьми выделяли изолированно в каждой фигуре цвет, затем форму и
величину. С этой целью предлагали сравнивать фигуры с помощью приема наложения.
Детям давали задание на выделение фигур по одному признаку, которые указаны с
помощью условных обозначений: «Выложи все красные фигуры», «Цветная дорожка».
Во
втором полугодии средней группы я проводила второй этап, на котором детям
предлагалось на основании двух-трех свойств выбрать фигуру. Например, круглую,
красную; или желтую, треугольную. Для этого проводились игры «Угадайка», «Где
чей гараж», «Засели домик». В работе использовала наглядный метод:
рассматривание, создание ситуации, сравнение. Наглядный метод связывала со
словестным. Например, в играх: необычные фигуры. Использовала вопросы,
объяснения, рассуждения, поощрения. Детям очень трудно дается объяснение.
Использовала практические методы: самостоятельное действие детей по решению
основных задач. В работе использовала приход сказочного героя, сюрпризность,
разъяснение понятий.
В
средней группе детей познакомила со знаками – символами. Дети с трудом
запоминали символы с отрицанием свойства.
Активизировала
работу с родителями. Родители заинтересовались работой с блоками и участвовали
в играх-тренингах. Многие преобрели логические блоки детям.
К
концу года дети научились:
1).
Оперерировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от
других), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы.
2).
Научились оперировать двумя свойствами.
3).
Сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по трем свойствам.
В
работе с детьми я использовала игры: «Мыши и сыр», «Автотрасса», «Город геометрических
человечков», «Сказка о веселых зверятах».
Наши
любимые игры:
.
1)
Город геометрических человечков
Правила
игры: человечки( блоки) возвращаются домой, идут по дорожкам в свои дома,
соблюдая правила
·
Заселение
в пятиэтажный дом
·
В
городе район больших и малых фигур, улицы разных цветов (3,4 -этажные дома в виде геом. Фигур)
·
Дорожки-черные,
значки-символы
2)
Сочиним сказку «Путешествия веселых
зверят».
Детям
расказывается сказка, по ходу которой зверята выполняют задания:
Жил-был
медвежонок, рано утром он проснулся, позавтракал желтым медом из большого
круглого бочонка и вспомнил, что у лисенка сегодня День Рождения. Он решил
подарить кулек конфет. Лисенок любил все треугольное, круглое и маленькое. Медвежонок
закрыл дверь в своем доме. Она была большая, треугольная, красная. По дороге он
решил зайти к белке. Белка жила за рекой. Построим широкий мост. В лесу много деревьев. Дупло
белки маленькое и круглое. Белка испекла пирожки с разной начинкой. Поможем
допечь. Они пришли к лисенку и решили поиграть в прятки (нужно спрятаться в норку, к которой подошел ключик
на ошейнике). Лисенок всех угощал
тортом (подбери кусочки).
йти
горшок меда, пакет конфет, построить мостик, найти дупло, испечь пироги, торт)
3) Отгадайка
Правила:
выложить фигуры в таблицах по правилам
4)
Мыши и сыр
Мыши
стали делить большую головку сыра на кусочки (только желтые)
1.
Чем
отличаются кусочки? Починим сыр.
2.
Кусочки
лежат в сыре, за каждой дверкой живет мышка. Под большой- веселая, под
маленькой- грустная
3.
Найти
удивленную (или сердитую) мышку. Найти кусочек не квадратный , не
прямоугольный, не треугольный, маленький
4.
Мышки
спрятали кусочки в норках ( 2 обруча)
5.
Разложи
кусочки в ряд ( построй 2 ряд)
Правила
игры : мыши поселились в головке сыра, разделили ее на кусочки
·
Нужно
починить сыр, найти нужные кусочки
·
Кусочки
лежат в сыре, нужно найти нужную фигуру ( под большими-веселые мышки, под
маленькими- грустные)
·
Мыши
убежали в норки ( разложить кусочки в обруче)
·
Построить
цепочку по правилу
5)
Автотрасса
Правила
игры: дети строят цепочки-дорожки из блоков по правилам
·
Две
дорожки ( узкая и широкая)
·
Три
дорожки ( по правилам-символам)
·
Три
дорожки разной ширины
6) Найти нужную ветку
Правила:
дети находят нужные дерево и ветку, в зависимости от условий.
Использование
игр с блоками Дьенеша способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного
возраста.