КАК
ВЫУЧИТЬ ЦВЕТА
ТРИ ПОРОСЕНКА
Понадобятся: альбомный лист, цветная бумага 3
цветов, 3 картинки поросят (их можно откуда-нибудь вырезать или изобразить
самим).
Нарисуйте и вырежьте из цветной бумаги разного
цвета 3 домика для поросят и отдельно 3 дверки. Наклейте жилища поросят на
бумагу. Затем нарисуйте в пустых прямоугольниках поросят и разложите на столе
цветные прямоугольники-дверки .
Игра: Предложите ребенку спасти братьев-поросят
от злого волка, подобрав к их домикам дверки нужного цвета.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПАРЫ
Понадобятся: цветной картон, ножницы и
фломастеры.
Вырежьте из картона и украсьте с помощью
фломастеров парные картинки. Пусть это будут блюдца и чашки. Возьмите для
начала 4 основных цвета. У вас должно получиться 4 чашки (красная, синяя,
зеленая и желтая) и 4 блюдца таких же цветов.
Совет: Сюжеты картинок игры выбирайте с учетом
интересов маленького ученика. Например, для мальчика это могут быть машинки и
гаражи, а для девочки — бабочки и цветы.
Игра: Разложите на столе блюдца и предложите
крохе подобрать к ним соответствующие чашечки. Когда малыш правильно составляет
пару, хвалите его и называйте цвет: „Молодец! Правильно! Зеленая чашка очень
хорошо подходит к зеленому блюдцу». Постепенно увеличивайте ваш разноцветный
сервиз, вводя новые цвета.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ
Понадобятся: цветной картон, ножницы, конверт.
Вырежьте из картона много воздушных шариков.
Пусть у вас будет по нескольку синих, зеленых, желтых шариков. Цветовую гамму
рассчитайте так: количество цветов, которые хорошо знакомы ребенку, плюс один.
Совет: Чтобы шарики не потерялись после первой
же игры, положите их в большой конверт.
Игра: Посадите перед малышом столько игрушек,
сколько у вас цветов. Расскажите, что у каждой игрушки есть свои любимые
шарики. Так, мишке нравятся желтые, потому что они напоминают мед. А кукла Катя
очень любит красные шарики, ведь у нее есть замечательный красный бантик. После
этого достаньте перемешанные картонные заготовки, попросите ребенка назвать
цвета, которые он знает, и познакомьте его с новым цветом.
ЯРКАЯ СПАРТАКИАДА
Понадобятся: цветной картон, ножницы, много
места.
Вырежьте из цветного картона большие
разноцветные круги и раскидайте их на полу. А теперь мы устроим веселую цветную
спортивную игру!
Совет: Играть будет намного веселее, если вы
позовете своих друзей.
Игра: Объясните правила: как только малыш
услышит новую команду, он должен будет сделать нужное движение и переместиться
на заданный круг. Например, бабочка полетела на желтый цветок. Ребенок должен
показать, как летит бабочка, и встать на желтый круг. А теперь лягушка прыгает
на зеленый лист кувшинки. Малыш должен перепрыгнуть на зеленый круг и т.д.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Понадобятся: любые книжки, в которых говорится о
цветах.
Совет: Попробуйте сами вместе с ребенком
придумать свою разноцветную сказку.
Игра: Почитайте с крохой тематические книжки,
постарайтесь вместе найти на картинках предметы того цвета, о которых там
говорится: С. Маршак. „Цветные страницы»; В. Сутеев. „Петух и краски»; В.
Катаев. „Цветик-семицветик»; А. Митяев. „Шесть Иванов — шесть капитанов» и т.д.
МОСТЫ ИЗ СПИЧЕК
Понадобятся: краски, спички, голубые ленточки
разной ширины и 2 маленькие игрушки (машинки или человечки из
„Киндер-сюрприза»). Положите спички в ряд и покрасьте их в разные цвета — пусть
часть спичек будут красными, другая — синими и т.д.
Совет: Для покраски спичек лучше всего взять
гуашь.
Игра: Разложите на столе голубые ленточки — это
будут реки. Поставьте перед первой речкой игрушку и объясните малышу, что
игрушка должна добраться до своего друга, который находится на другом конце
стола. Но для этого ей надо преодолеть глубокие реки, а плавать она не умеет,
потому мы должны помочь ей и построить цветные мосты. Только есть одно
волшебное условие — мост надо построить правильно (например, мост должен быть
построен только из синих спичек) и правильно его назвать (сказать цвет), иначе
он может сломаться, и игрушка утонет.
Совет: Если ребенок легко справляется с задачей,
усложните ее, сказав, что сегодня мост должен быть полосатым (например, в такой
последовательности: синяя спичка, желтая, красная).
СУПЕРАЛЬБОМ
Понадобятся: обыкновенный альбом, цветная
бумага, ножницы, клей, цветные картинки из журналов, краски, карандаши или
фломастеры.
Игра: Предложите ребятам самим сделать волшебный
альбом. Пусть каждая страница в этом альбоме будет посвящена одному цвету.
Итак, открываем первую страницу и с помощью мамы пишем — желтая страница.
Спросите малыша, кто может жить тут? Цыпленок (его просто сделать из 2 кружков
желтой бумаги разного диаметра, подрисовав клюв, глазки и лапки), и, конечно,
здесь обязательно будет светить солнышко (еще один кружок из желтой бумаги с
полосками-лучиками). На этой странице может быть и одуванчик, который просто
нарисуйте, и т.д. Следующая страница — зеленая .Тут лягушка прячется среди
травы и листьев. Совет: Не старайтесь сделать весь альбом за один день. Эта
работа требует усидчивости, внимания и терпения. Поэтому страница в день или
даже в неделю — нормально, зато альбом получится аккуратным и его можно будет
показывать друзьям.
В конце альбома сделайте разноцветную страницу,
которая объединит все предыдущие работы. Нарисуйте радугу или наклейте на
страницу много машин разных цветов. А может, это будет веселая летняя полянка?
КАТУШКИ НИТОК
Понадобятся: много катушек ниток разных цветов.
Это занятие придумала итальянский врач и педагог
Мария Монтессори.
Совет: Пополняйте словарный запас малыша, вводя
понятия светлее-темнее; холодный цвет, теплый. Сравнивайте: зеленый, как трава,
изумрудный, как камень, салатовый, как листья салата и т.д.
Игра №1: Если у вас есть катушки ниток, парные
по цвету, то, перемешав их, предложите крохе построить из них цветную дорожку.
Для этого возьмите одну любую катушку и,
прикладывая ее поочередно к другим, найдите пару (прикладывать катушки к другим
надо, чтобы малыш увидел различие или сходство цвета). Вот эта катушка такого
же цвета, значит, она подходит. Кладем 2 катушки одного цвета рядом — это
начало дорожки. Теперь берем следующую катушку и ищем ей пару. Когда пара
найдена, кладем ее над первой парой. Так у вас выстроится целая многокрасочная
дорожка.
Игра №2. Возьмите катушки ниток одного цвета, но
различных его оттенков. Например, выберите все катушки от бледно-розового до
темно-бордового и предложите ребенку расположить их в порядке возрастания
насыщенности цвета.
ПОДБИРАЕМ ПУГОВИЦЫ
Понадобятся: пуговицы разных цветов и кусочки
материала (можно заменить цветной бумагой) таких же цветов.
Совет: Не предлагайте это упражнение ребенку,
который пока все пробует на вкус и может проглотить мелкие предметы. Даже более
старшему ребенку объясните, что пуговицы несъедобны.
Игра: Разложите на столе кусочки ткани и,
перемешав все пуговицы, предложите крохе рассортировать их. Пусть малыш
подберет к определенному материалу нужные пуговицы.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ КУБИК
Понадобятся: кубик из любого детского
конструктора, ножницы, цветная бумага, клей, скотч.
Вырежьте из цветной бумаги 8 квадратов разного
цвета, приклейте их на грани кубика. Оберните его прозрачным скотчем.
Игра: По очереди с ребенком кидайте кубик и
называйте цвет той грани, которая оказывается наверху.
ЦВЕТНЫЕ ДНИ
В неделе все дни разные: понедельник, вторник,
среда, четверг и т.д. Так почему бы нам их еще и не раскрасить в разные веселые
цвета?!
Игра: Пусть понедельник будет желтый. Наденем
что-нибудь желтое и целый день обращаем внимание только на желтые предметы.
Вторник можно сделать красным, а среду — зеленой.
ГОЛОВОЛОМКА
Понадобятся: 2 альбомных листа, цветная бумага,
ножницы, клей.
Игра: Поделите листы на квадраты, их количество
на листах должно совпадать. Вырежьте из цветной бумаги парные геометрические
фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и пр.). Теперь приклейте по одной
фигуре в клеточки на первый альбомный лист. А их парные картинки и второй
разлинованный лист отдайте ребенку. Не показывая заполненный лист, попросите
расположить цветные геометрические фигуры в определенном порядке. Например,
положи желтый круг в верхний левый квадрат, а синий треугольник должен быть над
красным овалом и т.д
Автор Елена Буяльская